Киргизия меняет терминологию
Острая дискуссия по языковому вопросу
Острая дискуссия по языковому вопросу началась в киргизском обществе после того, как в среду депутат от партии "Республика" Урулкан Аманбаева на заседании парламента резко одернула статс-секретаря Минфина республики Динару Шайдиеву, которая по-русски ответила на вопрос депутата.
В связи с этим Нарматова потребовала, чтобы все докладчики выступали с трибуны парламента на государственном - киргизском - языке. Между тем, русский язык, согласно конституции Киргизии, имеет статус официального и обладает теми же правами, что и государственный киргизский.
Ситуацию прокомментировал в интервью "Голосу России" политолог Токтогул Какчекеев.
- Почему такой вопрос вообще возник в парламенте республики?
- У нас после обретения независимости в стране появилось два течения. Одно исповедует только кыргызскую культуру, кыргызское государственное наследие, кыргызский язык, все только на кыргызском. А второе - это люди, которые обладают общечеловеческой культурой и понимают многообразие культур, языков, тем более что Кыргызстан - многонациональная страна, в ней проживают более 85 народов и национальностей.
Особенно это начало обретать такой проблемный характер с момента прихода к власти Бакиева, который был низвергнут 7 апреля. Там стоял вопрос так: все те, которые ранее заседали и были русскоязычные, должны быть сменены на кыргызскоязычных. Коль называется Кыргызская Республика, то они должны говорить только на кыргызском языке.
И все это без подготовки в этой области, хотя Кыргызстан постоянно выделял огромные суммы денег на переиздание учебников, на обучение русскоязычных кыргызскому языку. Но, как говорится, воз и ныне там.
И, тем не менее, существует давление с точки зрения внедрения кыргызского языка в государственный оборот, ведения делопроизводства на кыргызском языке. Депутаты, которых вы сейчас назвали, начали явно выступать в последнем нашем парламенте.
- Вы сейчас упомянули смену власти в Киргизии, и я помню, что во время тех событий Роза Отунбаева демонстрировала тележурналистам лист с подписью Бакиева, где он писал, что отказывается от власти. Отунбаева говорила на русском языке в период того кризиса. Видимо, русский язык понятен всем в республике?
- В кыргызском языке в основном используется терминология, понятийный аппарат, который переведен с русского языка. Вообще, Кыргызская Республика образовалась в 30-е годы благодаря Российской Федерации, которая образовала первую государственность кыргызов в составе Российской Федерации.
Соответственно, северные территории Кыргызской Республики очень русскоориентированные, даже на сегодняшний день на северных территориях примерно 75-80 процентов населения говорит на русском языке.
И русский язык для нас является окном в Европу, в технологию. Кстати говоря, об этом говорил Чингиз Айтматов, что русский и кыргызский билингвизм, это должно быть обязательным, это на сегодня необходимо.
Я думаю, что изъян в образовательном уровне, изъян в политической культуре, изъян в каких-то других сферах нашим депутатам позволяет говорить прописные истины, которые зафиксированы нашей Конституцией.
И сейчас об этом сказали, что кыргызский язык государственный, а русский язык является официальным, они практически имеют одинаковое обращение. Но почему-то многие оппозиционеры от некоторых партий идут против тех реалий, которые существуют в Кыргызстане.
- Насколько сильны сейчас в обществе Киргизии националистические настроения? Не только в плане русского языка, но в плане против других национальностей и культур?
- Я думаю, что опрометчивые высказывания наших политических деятелей, депутатов ориентируют людей, подверженных национализму, который проявляется на уровне бытового национализма. Но сказать о том, что у нас существует широкомасштабный, угрожающий национализм, этого у нас нет, так как президент нашей республики Алмазбек Атамбаев как-то заявил о том, что национализм в Кыргызстане - это смерть для нашей страны. Я думаю, лучше не скажешь.
Однако многие люди как-то хотят разрушить это понятие, хотят торпедировать складывающиеся у нас мир, согласие и ориентацию на стратегического союзника - Российскую Федерацию.
Мы должны сказать о том, что у нас много сейчас течений, особенно в религиозной сфере - формальные, неформальные, - которые стараются замалчивать заслуги Российской Федерации в истории Кыргызской Республики, влияние русской культуры на культуру нашей страны, развитие литературы, искусства, науки.
И это мы видим, иногда слушая выступления наших депутатов и иных политических деятелей, которые об этом говорят. Но иногда просто ощущается, что кто-то наущает их в противовес нашим братским отношениям, закрепленным в договоре о вечной дружбе с Российской Федерацией.