Китайцы на Дальнем Востоке
Лучшие здания учреждений и банков на Дальнем Востоке построены китайцами
По официальным сведениям, на территории Дальнего Востока временно проживают до 100 тысяч граждан Китая, прибывших в регион по приглашениям предприятий, организаций, частных лиц, по туристическим и бизнес-визам. По неофициальным данным, их более 300 тысяч. Региональные власти не отрицают, что в Приморском и Хабаровском краях задержались с возвращением на родину десятки тысяч китайцев. И они не прячутся по подвалам, а открыто снимают частное жилье, торгуют на рынках, открывают небольшие магазины и предприятия и притоны для проституток и наркоманов.Чиновники обсуждают проблему, анализируют ситуацию, но конкретных мер не принимают. Так плакать нам или радоваться нашествию иностранных граждан? Политика государства отрицает незаконную миграцию. Однако мнение населения дальневосточного региона разделилось. Дело в том, что беднейшие слои общества от подобной миграции только выигрывают, а таких в регионе до 40 процентов. Муниципальные власти поддерживают население, потому что именно им и выбраны.
Уровень жизни в небольших городах и поселках за последние годы настолько упал, что люди увидели в пришлых китайцах с их ширпотребом свое спасение. За короткий срок граждане Китая обули, одели, накормили народ по ценам, точно соответствующим его доходам. Власть на местах оказалась в пикантной ситуации. Оставить на своей территории граждан Китая – пойти на нарушение федерального законодательства, отправить их на родину – обречь собственное население на беспросветное прозябание. Пенсионеры, врачи, учителя выходили на улицы, чтобы поддержать китайских предпринимателей. Муниципальная власть многих районов пошла на массовые нарушения паспортно-визового режима в надежде, что проблема затеряется на фоне криминогенной обстановки в целом по стране. Однако это оказалось ошибкой – не заметить ее было невозможно.
Впрочем, по заявлению органов прокуратуры, рост преступности связан с действиями незначительной части граждан Китая, контролирующих вывоз из России торговой валютной выручки, леса, цветных металлов, рыбопродуктов, животных и растительности. Объемы добычи ценного сырья браконьерами действительно поражают. А те, что попались на вывозе природных ресурсов, только улыбаются. У нас им грозит максимум 3 года, на родине – смертная казнь.
Но преступность, которая волнует население, касается вовсе не грабежа российской территории. На Дальнем Востоке идет война за сферы влияния в торговле между китайскими и российскими предпринимателями – война за уровень цен на рынке, а значит, и уровень доходов в малом бизнесе. В последние годы муниципальная власть стала специально приглашать китайцев для организации торговли. Им предоставляются лучшие торговые площади, муниципальные рынки, причем без регистрации в налоговых органах и в милиции. Взяв китайцев под свою "крышу", власть на местах не остается в накладе – оплата с них берется продуктами питания, одеждой, товарами для нужд бюджетных организаций, в первую очередь для больниц, интернатов, домов престарелых.
Но через некоторое время местные предприниматели обращаются с воззваниями в прокуратуру о том, что поставлены в неравные условия с китайцами. Их поддерживают криминальные структуры. Начинаются избиения и убийства китайских граждан, грабежи их имущества. Правоохранительные органы заявляют о криминальных разборках среди китайской мафии, которые по умолчанию воспринимаются как явление даже полезное – повоюют и быстрее вернутся домой. Однако войны затягиваются, а количество китайцев в регионе продолжает расти.
Существует устойчивое суждение – качество товара китайских предпринимателей настолько низкое, что торговля их ширпотребом просто унизительна для России. "Но неужели лучше с голым задом ходить?" – спрашивают малоимущие. На сегодняшний день средняя зарплата по Приморскому краю составляет 3100 рублей, по Хабаровскому – 3200 рублей, а по северным территориям, где жизнь дороже в 2-3 раза, – лишь на 200 рублей больше. Из указанных сумм смело можно вычитать 1000 рублей – именно во столько обходятся коммунальные услуги средней дальневосточной семье. На то, что останется, живут 75 процентов населения. Таким образом, за сознательное нарушение федерального законодательства ратуют большинство пенсионеров, учителей, медиков, военных. И как бы нас не пугали китайской мафией, изменить это мнение не удастся, пока положение бюджетников и пенсионеров не улучшится коренным образом.
Подавляющее большинство китайцев торгуют честно, с удивительной точностью угадывают спрос, умеют регулировать цены, успели досконально изучить российского покупателя. Их умению работать и торговать стоит поучиться. Ведь в результате китайцам хватает на все: и власть удовлетворить, и криминал задобрить, и штрафы заплатить, и семью накормить. Одновременно дается возможность выжить населению.
При этом ассимиляции китайцев в России не происходит. Браки дальневосточников с китайскими гражданами не заключаются. У большинства китайцев на родине остаются семьи, часть из них приезжает торговать с женами. У них один интерес – заработать. Бюджетная политика в Китае не позволяет жировать – она заставляет работать. Если и дальше дело пойдет именно так, через десять-двадцать лет мы сдадим китайцам Дальний Восток без боя. Ведь если наша земля не нужна нам самим, она обязательно будет востребована кем–то другим. Земля же хочет только одного - чтобы на ней работали.
Всмотритесь в наши города и поселки... Лучшие здания учреждений и банков построены китайцами. Они умудрились даже вымостить главную улицу столицы Дальневосточного федерального округа – Хабаровска! Они ежедневно метут наши улицы, выращивают на нашей земле высокий урожай. Тысячи наших граждан проходят у них курсы лечения восточной медицины, которые оказываются и дешевле, и эффективнее традиционных. Готовы "оказать помощь" Дальнему Востоку и корейцы, японцы, малазийцы. Похоже, еще немного, и между Россией и Китаем будет безвизовый режим, а свободное хождение китайской денежной единицы – юаня – станет свершившимся фактом. В России же все больше средств тратится на правоохранительные органы, и все меньше – на воспитание и образование людей. Нам остается только созерцать, как умирает наша лесная, пищевая, легкая промышленность, строительство и сельское хозяйство. Неужели мы совершенно не умеем работать? Будем сопротивляться нашествию или учиться жить?
Говорят, по уровню жизни Китай уже опережает Россию. Инвестиции в китайскую экономику приближаются к 100 миллиардам долларов, что в 5-6 раз выше чем в российскую. Курорты Гуаньчжоу и Хайнаня затмевают своей роскошью побережье Майами и Канар. Харбинские небоскребы не уступают Нью-Йоркским. В следующем году Китай готовится осуществить запуск космического корабля с человеком на борту. Наверное, тут есть чему поучиться. Во всяком случае, это конструктивнее, чем попросту кричать о нашествии непрошеных гостей. В целом же проблема имеет государственное значение и должна быть решена на уровне Правительства.
Андрей Смирнов, Хабаровск
Тем временем…
В количественном отношении миграция из КНР меньше безвизовой миграции из государств СНГ, заявил на своей пресс-конференции глава Федеральной миграционной службы МВД РФ Андрей Черненко. Однако, по его словам, происходит "очень серьезная интеграция" китайцев, приехавших по туристическим и иным визам, в систему социально-экономических отношений на российском Дальнем Востоке. Пока говорить о демографическом дисбалансе в регионе было бы неправильно, подчеркнул Андрей Черненко, однако нормативно-правовая база в сфере миграции "требует взаимного уточнения".