logo

Хлебные крошки

Статьи

Автандил Рамиашвили

Клятвы и заклинания

На своей инаугурации президент Саакашвили много клялся и обещал

24-25 января в Грузии состоялись торжественные мероприятия инаугурации новоизбранного президента страны Михаила Саакашвили. Прошедшие в Тбилиси, Кутаиси и Батуми церемонии официально ознаменовали смену власти в Грузии и начало в ней нового периода, с которым в республике связано столько же надежд, сколько и тревог.

После шаткого, неуверенного и полного безнадежной неопределенности правления "политического патриарха" Эдуарда Шеварднадзе Грузия получила молодого и энергичного лидера. В свои 36 лет Саакашвили, который обучался в США и владеет шестью языками, является самым молодым избранным главой государства Европы.

Наблюдатели отметили, что, несмотря на свою европейскую образованность, Саакашвили обставил двухдневную церемонию инаугурацию с восточной пышностью и сделал особый упор на демонстрации своей приверженности традиционным грузинским идеалам и духовным ценностям. В Гелатском монастырском комплексе под Кутаиси в присутствии 10 тысяч зрителей Михаил Саакашвили получил благословение патриарха всея Грузии Илии Второго и дал торжественную клятву на могиле царя Давида Строителя, объединившего Грузию в XII веке.

Выслушав наказ патриарха о воссоединении Грузии с Божьей помощью, президент принял от него в дар икону святого Георгия Победоносца. В своей клятве на могиле царя Давида Саакашвили подчеркнул, что "Сегодня Грузия расчленена и унижена. Мы все вместе должны подготовиться для объединения и восстановления территориальной целостности Грузии. Грузия существовала и будет существовать. Грузия станет единым сильным государством".

Тема восстановления единства Грузии явно доминировала в ходе всей церемонии инаугурации. В интервью грузинской и иностранной прессе накануне инаугурации Михаил Саакашвили сделал на этом особый акцент. Говоря о проблеме Абхазии, он в частности заявил: "Цель моей жизни – восстановить единство Грузии... Только сильная Грузия, которая будет иметь сильную экономику, способна решить абхазский вопрос... В Абхазии должны знать, что мы не желаем войны, но там должны знать и о том, что мы владеем всеми рычагами. Нам нужны сильные вооруженные силы, чтобы был дополнительный аргумент для разговора с ними. Я настроен оптимистично, так как у грузинского народа огромная энергия, которая способна созидать и вернуть наши территории".

Свои слова о "дополнительном аргументе" президент Грузии подкрепил конкретными действиями, приняв в ходе своей инаугурации сразу два военных парада в Батуми и Поти, находящихся в непосредственной близости от Абхазии. А накануне инаугурации в Тбилиси объявили, что Служба береговой охраны Грузии собирается полностью блокировать абхазский участок государственных территориальных вод. По словам замглавы грузинского Департамента по охране границы Давида Гулуа, операция завершится до конца 2004 года. "Все корабли, которые будут нарушать этот абхазский участок территориальных вод Грузии без согласования с грузинской стороной, будут задерживаться и наказываться в соответствии с законом", – пригрозил Гулуа.

Правда, в ходе инаугурации Саакашвили постарался показать себя также демократом и сторонником дружбы народов. Ведь на церемонии инаугурации присутствовали многочисленные зарубежные гости, в том числе министр иностранных дел России Игорь Иванов и госсекретарь США Колин Пауэлл. После принятия присяги на верность Конституции Грузии новоиспеченный президент сообщил, что его первоочередная задача – сделать Грузию единым, свободным и стабильным государством. Он также пообещал, что "Грузия будет домом для всех проживающих здесь этнических групп: русских, абхазов, армян, осетин, азербайджанцев, украинцев, греков, курдов. Отныне не власти будут наказывать народ, а народ – власти".

Однако, как отметили наблюдатели, первый же указ, подписанный после принесения присяги Михаилом Саакашвили, насторожил представителей национальных меньшинств. Ведь по этому указу государственным флагом многонациональной и многоконфессиональной Грузии становится белое партийное знамя бывшей оппозиционной партии "Национальное движение" с пятью красными крестами. Этот флаг многими в Грузии считался символом грузинских националистов, стоящих на великодержавных и шовинистических позициях.

Новый президент Грузии также постарался продемонстрировать гибкость своей внешней политики. Саакашвили заявил, что его правительство ориентировано на европейские ценности и интеграцию в европейские структуры. "Вместе с тем, – сказал он, – мы благодарны США за помощь, оказанную Грузии в самые тяжелые для нее времена". "Кроме того, – продолжил Саакашвили, – нам нужны очень хорошие отношения с Россией. Нам нужна Россия как друг, союзник и сильный партнер, и я протягиваю ей руку дружбы".

Однако, как полагают многие эксперты, главные вызовы, с которыми придется иметь дело Саакашвили, все же находятся в социально-экономической сфере. Борьба с коррупцией, преодоление центробежных тенденций и повышение уровня жизни население станут первоочередными задачами, которые придется решать Саакашвили. Примерно половина населения Грузии живет за чертой бедности, а средняя зарплата в стране составляет всего 50 долларов.

По словам самого же нового президента, его бывший наставник Шеварднадзе оставил Грузии пустой бюджет. Только 5% огромной иностранной помощи использовалось по назначению. Самым большим врагом Грузии Саакашвили вынужден был признать нищету и поклялся, что "коррупции и коррумпированным кланам будет положен конец". Выход из создавшегося положения новый президент видит, прежде всего, в финансовой помощи стран Запада, без которой, по его убеждению, в стране может начаться хаос, и Грузия станет основным источником нестабильности в регионе.

Тем не менее, многих в Грузии беспокоит то, что Саакашвили свои клятвы о борьбе с коррупцией и нищетой постоянно перемежает с заклинаниями о возвращении в состав Грузии "мятежных анклавов" и "обуздании сепаратизма". В одной из недавних бесед с западными журналистами, он вновь заявил, что "Мы не потерпим в Грузии неконтролируемых территорий. Новый грузинский феодализм и расчленение Грузии прекратится" и сообщил, что "знает, как вернуть Абхазию в состав Грузии", для чего нужно "серьезно подготовиться".

Подготовка же, по словам Саакашвили, будет заключаться в создании "сильной армии, флота и сильной экономики". Президент Грузии, оказывается, вполне допускает тотальную милитаризацию грузинского государства для решения "исторических задач". Президент пообещал: "Все будут служить в армии. Ни один министр, ни один государственный чиновник не будет назначен без прохождения военной подготовки. Без нее в парламент никто не попадет".

Но, судя по всему, несмотря на всю решительность Михаилу Саакашвили, официально принявшему на себя 25 января ответственность за дальнейшую судьбу Грузии, предстоят впереди нелегкие времена. Так, уже после его отъезда из столицы Аджарии Батуми, где он принимал военный парад, в городе начались беспорядки, и произошли столкновения между сторонниками главы Аджарии Аслана Абашидзе и группировками, выступающими под "великогрузинскими" лозунгами. Неспокойно и в других грузинских регионах. Все это не сулит Грузии особой стабильности в обозримом будущем, особенно если новые власти начнут предпринимать не слишком продуманные и наспех проработанные шаги в сферах внешней и внутренней политики.

В одном из своих многочисленных интервью Михаил Саакашвили как-то заявил: "Мне лучше умереть, чем не оправдать надежды моего народа". Что ж, у молодого президента Грузии, судя по всему, в ближайшее время появится много возможностей продемонстрировать своему народу и всему миру свою способность или неспособность превратиться из митингового лидера революции в ответственного президента своей страны.

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie