Кому в Таджикистане жить хорошо...
Почему представители национальных меньшинств стараются покинуть эту страну
Таджикские СМИ постоянно распространяют информации о том, что граждане Таджикистана, находящиеся в трудовой миграции, подвергаются унижениям по национальному признаку. Их заставляют делать самую грязную работу, избивают и убивают скинхеды, обманывают работодатели. Нельзя сказать, что этого нет. Действительно, в России среди местного населения уже укоренилось мнение, что гастарбайтеры – это люди второго сорта. Но вина за все это лежит, прежде всего, на таджикских властях, которые довели страну до нищеты, заставили сотни тысяч людей покинуть Родину в поисках куска хлеба.
"Страшно и обидно, когда в Душанбе прибывает "груз-200", - говорит житель столицы Иван Чеботарев, значит в какой-то семье горе. Но неприятно слышать, как некие сочувствующие лица советуют бить русских здесь, чтобы неповадно было в России нападать на таджиков. То есть открыть своеобразную таджикскую вендетту... Хотя, что тут говорить эта вендетта идет уже давно, после гражданской войны. И русских то уже почти не осталось...".
Аналитики говорят, что русскоязычных в Таджикистане осталось совсем мало, порядка 30-35 тысяч... Паника 90-х годов заставила русскоязычных целыми семьями искать спасения за пределами республики. В итоге к концу 1990-х численность представителей славянских этносов среди населения Таджикистана сократилась с 3,7 до 0,4 процентов.
Казалось бы, президент страны Эмомали Рахмон на самом высоком уровне постоянно говорит о сотрудничестве с Россией. Но сегодня русская речь там скорее исключение, чем правило, как это было четверть века тому назад. Полное отсутствие трансляции российских телеканалов и радиостанций тоже о чем-то говорит. Закрытие российского теле- и радиоэфира всегда происходило на фоне очередного обострения отношений между Душанбе и Москвой. Известны случаи и блокирования доступа к российским информационным Интернет ресурсам. К примеру, так произошло в прошлом году с сайтом РИА "Новости"...
Сегодня известна лишь одна организация, представляющая интересы таджикских граждан с российскими корнями, - это созданный в 2004 году "Совет российских соотечественников Таджикистана" (СРСТ). Он заменил собой ряд распавшихся к тому времени структур – "Союз славянских организаций", "Русскую общину", украинскую общину "Криница" и др. СРСТ пытается помогать нуждающимся в материальной помощи и немногим оставшимся ветеранам великой отечественной войны, а также по мере возможностей, при содействии посольства России в Душанбе, занимается культурно-просветительской деятельностью. Еще один интересный факт: в середине марта с.г. президент Таджикистана Эмомали Рахмон принимал представителей таджикской интеллигенции. Среди них не было ни одного (!) русскоязычного, точнее говоря - представителя российского этноса.
Чужими среди своих считают себя в Таджикистане и этнические кыргызы. Кыргызская диаспора в Таджикистане всегда считалась одной из крупнейших. Гражданская война в Таджикистане задела и их.
Кто вольготно чувствует себя в Таджикистане, говорят сами таджики - это китайцы. Разрешение пограничных вопросов с Китаем позволили Таджикистану привлечь в свою экономику китайские инвестиции в объеме еще 1 млрд. долларов. В Китае осознают неспособность своего должника погасить все кредиты, прагматично рассчитывая на то, что обанкротившийся партнер будет расплачиваться своими землями, богатыми сырьевыми ресурсами.
Уже сегодня китайская речь становится второй после таджикской. Стремительно растет число законных и незаконных браков, открываются курсы по изучению китайского языка, в местах компактного проживания китайцев планируется открыть и школы. Гости из соседней страны обживаются не только на внутреннем рынке, но и выходят на внешний с продукцией, уже изготовленной в Таджикистане. Вот и получается, что "против лома нет приема", и поэтому власти, зависимые от инвесторов, стараются не замечать того, что могут так потерять свою страну. То есть принцип "деньги - это сила" становится актуальным на сегодняшний день.
Глава бюро по правам человека и соблюдению законности Наргис Закирова сообщает, что обращений по поводу унижения представителей различных диаспор у них много. Но власти, как глухая стена, их не интересуют проблемы национальных меньшинств.