Консульская сказка
Как сохранить связь с родиной и не преступить при этом закон
Понятно, что нужно сделать для того, чтобы поехать учиться или работать за границу. Тайной остается другое - как сохранить связь с родиной и не преступить при этом закон.Панические выкрики наших государственных мужей об утекающих мозгах можно было бы считать искренними, если б не одно обстоятельство. Проблема не только в том, что мозги утекают, но и в том, что они практически не имеют возможности проделать обратный путь - на пути их встают непреодолимые препятствия.
- Ты когда приедешь-то? - спросил я у Аньки Растопчиной, с которой ходил сначала в детский сад, а потом учился в одном классе. Несколько лет назад Аня уехала работать в Америку и совершенно неожиданно оказа-лась очень успешным предпринимателем. Ее феноменальные способности к языкам принесли неожиданные плоды: в начале нефтяной лихорадки "нулевых" Анька организовала в Штатах бюро, которое занималось переводом технической документации на оборудование для нефтедобычи и нефтепереработки, и открыла несколько филиалов в России.
- Так когда ты приедешь? - продолжал я допытываться у Аньки, находившейся на другом конце света - в городе Хьюстоне, штат Техас.
- Знаешь, а ведь, наверное, уже никогда, - грустно сказала Анька.
- Подожди, а бизнес? А твои переводческие фирмы в России?
- Вот как раз думаю. Или закрывать, или переводить на кого-то из знакомых. На тебя, например.
- Ты что, с ума сошла? - деловито поинтересовался я, хотя более вменяемого человека среди своих друзей просто не знал.
- Не я, - твердо заявила она.
А история приключилась такая.
Уехав в Штаты, Аня вышла там замуж за американского гражданина Найта, родила ему двоих детей и получила американское гражданство. Что совершенно естественно и даже необходимо. Бизнес Аньки, а теперь уже госпожи Найт, начал бурно развиваться, были открыты те самые филиалы в России, в частности в Москве и Сибири. И встал вопрос, который Анна и предложила рассмотреть своим юристам: что делать с российским гражданством? И юристы посоветовали ей от гражданства отказаться: так ездить в Россию безопаснее. Анька обратилась в российской консульство в Хьюстоне и попыталась отказаться от гражданства РФ. Фигушки! Консульские чиновники упорствовали в своем желании видеть Аньку своей соотечественницей. Бизнесмены - люди осторожные. И госпожа Найт тихо отступила. Опять-таки по совету юристов.
Но дети подрастали. Бабушка с дедушкой, остававшиеся на родине, очень хотели увидеть внуков. Да и сама Анна моя что-то лепетала о связи с родной культурой. В общем, решила она отвезти ребят к дедуш-ке-бабушке.
Последовал новый визит в консульство в Хьюстоне.
Дети четы Найт, повторюсь, рождены в США и по всем законам являются американскими гражданами. Что же было предложено законопослушной Аньке консулом? Он велел ей оформить маленьким детям российские паспорта, то есть и их записать гражданами России. Только в этом случае, было сказано ей, дети смогут поехать в Россию. А как иначе? Ведь их мать - гражданка России. Для нашего посольства. Поэтому в Россию она въезжает по своему российскому загранпаспорту и ввезти детей в страну как граждан США не может. Значит, надо их ввозить как российских детей. Значит?.. Правильно, в любой момент при выезде в США детей могут просто не выпустить из России. Скандалы с такими увезенными детишками у всех на слуху. В общем, дети к бабушкес дедушкой не поехали. Пришлось родителям Анны, пожилым людям с не очень крепким здоровьем, собирать чемоданы. Ну что, прилетели, познакомились с внуками. Бабушка испекла пирожков и долго переживала, что не может взять детишек на лето в подмосковную Валентиновку. Но тут, что называется, не до капризов. Можно сколько угодно говорить об открытости сегодняшнего мира, пока не посмотришь в глаза тех, кто стоит на службе наших государственных интересов.
А потом случилось вот что. Анька развелась со своим Найтом. Встретила на какой-то бизнес-тусовке свою первую институтскую любовь - Борю Петровых, который еще до нее уехал в Штаты и здорово там поднялся на коммуникационных технологиях. И - не смогла с Борей расцепить руки. Развод был стремительным, еще более скоропалительным - новый брак. Все вроде бы хорошо складывалось... И тут у Аньки тяжело заболел в России отец. Она метнулась в консульство. Но дело осложнялось тем, что она не оформила российский загранпаспорт на новую фамилию. Поэтому в консульство Анька пришла с полным набором документов - на старую фамилию и на новую (власти США выдали ей паспорт на фамилию Петровых без проволочек).
- А это что? - с негодованием спросили у Аньки в консульстве, разглядывая ее старый российский загранпаспорт на фамилию Найт.
- Как - что? - растерялась она. - Загранпаспорт. Но у меня изменилась фамилия. Вы мне выдайте теперь загранпаспорт на фамилию Петровых.
- Этот паспорт - фальшивый, - заявили сотрудники российского консульства. И без дальнейших объяснений отправили его в "хлеборезку".
Анька смотрела, как ее паспорт превращается в полоски бумаги, и чуть не рыдала.
- Вы же сами мне его выдали, - лепетала она. - Какой же он фальшивый?
- Правильно. Но тогда у вас был действительный российский паспорт. А сейчас он закончился. У вас же сейчас другая фамилия. Значит, вам надо получить российский паспорт на фамилию Петровых, а потом мы вам выдадим заграничный, по которому вы и поедете в Россию.
- Вы что, издеваетесь? - не поверила моя подруга. - У меня отец умирает, мне в Россию надо.
- Это - инструкция, - объяснили ей.
Дальше состоялась встреча с консулом, которая оправдала самые худшие Анькины ожидания. Консул подтвердил, что подчиненные его действовали правильно. Да, российский паспорт не действителен, значит, и загран - тоже. Надо оформить новый российский, а потом заграничный. Для этого надо поехать в Россию, зарегистрироваться где-нибудь. Хотя быи у родителей. Или в гостинице. И там все оформить.
Анька не успевала за бойкой консульской мыслью. Как это она поедет оформлять российский паспорт в Россию, если ей только что порубали в капусту загранпаспорт?
- А я вам дам совет, - ответил консул удивленной Аньке. - Вам надо ехать через Украину. Полетите до Киева. А потом на поезде или самолете незаконно въедете на территорию России...
Занавес.
Такие времена. Такие законы. Такие блюстители законов.
Анькин папа умер через месяц, Анька на похороны приехать не смогла.
Помнится, год назад писатель Веллер говорил мне, что наши чиновники до сих пор рассматривают пребывание за границей как сладкую халяву, а не как работу по обслуживанию граждан. Это ими, родимыми, куется отношение к родине. Это они участвуют в создании образа страны, дикого и бесчеловечного. И при этом они выбивают бюджеты под программы возвращения соотечественников.
- Ага, выезжаем, - говорят соотечественники и не торопятся.
- А тогда лучше мы к вам, - говорят эти чиновники и большие патриоты, пакуя чемоданы в предвкушении роскошной халявы.
Тоска по родине, как и сказано, давно разоблаченная морока. Но всякий раз эта морока эту тоску отшибает напрочь.