logo

Хлебные крошки

Статьи

Максим Крамаренко
Исход Востока
Политика
Максим Крамаренко

Копейка не может быть равна рублю

Станут ли русские "спарринг-партнёрами" в казахской государственности?

Руководитель Республиканского славянского движения "Лад" в Казахстане Максим Крамаренко прокомментировал порталу RUSSKIE.ORG предложение о создании "спарринг-партнёра" для монопольно правящей в Казахстане партии "Нур Отан".

Крамаренко, в частности, заявил, что русские как самая большая национальная общность вообще не представлены в Парламенте Казахстана. А у тех немногих депутатов с русскими фамилиями нет полномочий говорить от лица русских. Соответственно, у них нет и не может быть никаких обязательств по отношению к русскому населению республики.

"Они никогда не работали в русских общественных организациях и не имеют ни малейшего представления о том, что такое межнациональная политика и какова существующая международная практика реализации прав и свобод нацменьшинств", – сказал Крамаренко.

"Почему-то прочно забыто, что на момент образования суверенного Казахстана русские составляли почти половину населения республики. И потому вместе с казахами являются основными этносами, легитимизировавшими создание независимого государства. Но затем из государствообразующей нации - через систему административного прессинга и законодательных манипуляций - русское население в Казахстане выровняли до состояния "нацменьшинства". Понятно, с соответствующими "диаспоральными" правами и возможностями.

Поясню это на примере. Как известно, в 15-ти миллионном Казахстане проживает 130 наций и народностей. Но в сегодняшней "табели о рангах" и с точки зрения действующего казахстанского законодательства 3 миллиона этнических русских составляют всего (!) 1/ 130. Другими словами, казахстанский болгарин (даже если он в единственном числе) по своему статусу приравнен к "диаспоральному" статусу миллионов русских граждан, проживающим сегодня в республике.

Таким образом, 1 тенге болгарина, вложенный в экономику Казахстана, условно равен 3-м миллионам тенге, вложенных русскими. Перефразируя Ленина, можно сказать: по либеральным представлениям это может быть и правильно, но по существу – издевательство. Согласитесь, ну никак копейка не может быть равна рублю.

Если в середине 90-х годов движение "Лад" было представлено в Верховном совете, районных и областных маслихатах-собраниях республики, то на сегодняшний день в Казахстане не осталось ни одного депутата в представительных органах власти. Конечно, при этом можно ссылаться на систему партийного представительства, но это не отменяет того факта, что реально русское население не участвует в управлении государством - причём, его же многолетними усилиями и созданном.

Что же касается пресловутой ассамблеевской "квоты" по национальному представительству в Парламенте РК, то движение "Лад" никакого отношения к этому не имеет. Это исключительно воля президента назначать депутатов от нацменьшинств и считать их таковыми.

С русскими организациями на этот счёт консультаций никаких не проводилось, в Парламент их никто не делегировал, и мы, естественно, воспринимаем их как обычных номенклатурных чиновников, чья ротация находится вне нашей компетенции. Наших полномочных представителей в казахстанских органах власти нет.

Однозначна и наша позиция по отношению к Ассамблее народа Казахстана. В нашем представлении – это искусственный институциональный орган, чьей основной задачей является имитация межнациональных балансов. Поэтому он формируется и управляется сверху и служит, в большей степени, декоративной политической конструкцией, скрывающей казахскую моноэтничность.

Следует сказать, что мы очень хорошо понимаем казахстанскую специфику и не требуем невозможного. Русским в Казахстане не надо подтверждать свою лояльность к казахстанским властям. Мы её демонстрировали и на референдумах, и на выборах, проходивших в республике. Скорее всего, надо казахстанским властям проявить свою лояльность по отношению к русским, настаивающим на соблюдении своих политических прав и свобод.

Способов для этого существует много, была бы добрая воля. В частности, почему бы не включить известных представителей русских организаций в партийные списки? Что этому мешает?

Но нет, все казахские партийные боссы, как воды в рот набрали. А причина всё та же – казахская элита не желает строить многонациональное государство и по-прежнему продолжает тешит себя мыслью об абсолютном доминировании казахского этноса. Потому и русское население пытаются вогнать в "диаспоральное" состояние, когда "концертная" деятельность камуфлирует его политическую несостоятельность.

Полагаю, есть и другие способы решения "русского вопроса". И можно об этом поговорить, если будет встречный интерес со стороны казахстанских властей. А он, как мне думается, должен обязательно присутствовать.

Тем более, сегодняшний финансовый кризис со всей остротой ставит вопрос национальной консолидации и концентрации всех сил на преодоление трудностей. А как их можно успешно преодолевать, если часть активного русского населения тихо мигрирует в Россию, а другие чувствуют себя сторонними наблюдателями в республике?

Между тем, люмпенизировать русское движение в республике, как известно, не удалось. Оно живёт и будет жить дальше, поскольку за нашими плечами огромная Россия. И вопрос для нас, в общем-то, заключается в следующем: будем ли мы, русские, равноправными участниками всех социально-политических процессов, протекающих в республике, или же останемся самодостаточными наблюдателями, занятыми решением своих частных русских проблем?"

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie