Возобновления переговоров между Арменией и Грузией давно с нетерпением ожидали по обе стороны границы.
Анекдоты, как известно, отражая менталитет и обычаи того или иного народа, составляют существенную часть любого фольклора. Известно и то, что фабула закавказских анекдотов чаще всего строится на отношениях между коренными народами этого региона, традиционно представляющими себя в этом жанре самыми-самыми. В то же время значительно меньше мы задумываемся над мудростью, вкладываемой в устное народное творчество, которая, зачастую, отражает не только художественный вымысел, но и вполне реальные факты самого, что ни на есть анекдотичного характера. Совсем как в том анекдоте про двух братьев – армянина и грузина, которые поспорили, кто из них умнее, хитрее и изворотливее…
Брат братом силен?
Возобновления переговоров между Арменией и Грузией давно с нетерпением ожидали по обе стороны границы между двумя соседними государствами. Помимо многочисленных взаимных упреков и претензий в отношениях между Ереваном и Тбилиси в последнее время накопился целый комплекс проблем, оказывающих самое негативное влияние на экономику двух стран. В итоге долгожданные переговоры состоялись в грузинской столице в конце июля с.г. Как и ожидалось, в их ходе был детально соблюден традиционный для международных отношений ритуал. Высокие стороны посетили определенные для осмотра достопримечательности, сделали приличествующие тому или иному событию заявления, обсудили спектр вопросов, представляющих взаимный интерес, объявили о создании целого ряда совместных комиссий, подписали соответствующие документы, выступили на совместной пресс-конференции.
А воз и нынче там?
Одной из ключевых тем завершившихся армяно-грузинских переговоров стало "дальнейшее совершенствование транспортного сотрудничества". Сотрудничество это и в самом деле представляется жизненно важным для обеих стран. С одной стороны, посредством грузинской железной дороги и черноморских портов оно предоставляет Армении единственный на сегодняшний день путь в остальной мир. С другой стороны, путем участия в армянском импортно-экспортном товарообороте, Грузия получает немалые дивиденды. Все, казалось бы, ясно и понятно. Однако итоги прошедших переговоров свидетельствуют скорее о том, что стороны, порой, не понимают не только друг друга, но и самих себя.
Так, скажем, вопрос о снижении тарифов на армянские железнодорожные перевозки по территории Грузии возник уже в первый день переговоров. Инициатором этого предложения стал глава департамента железных дорог Армении Арарат Хримян, который указал на "дороговизну перевозок армянских грузов по грузинской железной дороге". В ответ председатель совета директоров ООО "Железная дорога Грузии" Давид Онопришвили заявил "о принципиальном несогласии снижать тарифы". Ясно, кажется? Ан, нет!
Высказав непреклонную твердость своей позиции, грузинский представитель тут же сообщает своему партнеру по переговорам о необходимости "детально изучить данный вопрос, а затем уточнить, какие договоры должны быть подписаны и на какие грузы это будет распространяться". В свою очередь, армянская сторона буквально через мгновение признает, что "в настоящее время уже действуют скидки на железнодорожные перевозки армянских грузов через Грузию" и даже называет их: 24 процента на наливные и 17 – на сыпучие грузы. В итоге стороны договариваются о создании "совместной комиссии, которая экономически обоснует вопрос тарифных скидок на железнодорожные перевозки", и переходят к очередному вопросу повестки дня. Вопрос же этот, как оказывается, еще менее понятен обеим сторонам.
Речь идет о наиболее актуальном для Армении вопросе реабилитации и задействования Транскавказской железной дороги, которая, проходя через Абхазию и Грузию, соединяет Россию с государствами Южного Кавказа и примыкающими к ним странами, выполняя основную транспортную функцию на маршруте Север-Юг. Возобновление этого железнодорожного сообщения является жизненно важным для изолированной Армении, связь которой с Россией зависит сегодня от состояния высокогорной и не обладающей слишком большой пропускной способностью Военно-Грузинской дороги, а также политической воли Тбилиси. На первый взгляд, грузинская экономика также могла бы выиграть от реанимация железнодорожного сообщения через Абхазию. Но Ереван так настойчиво требует установить льготы на перевозку своих грузов по не восстановленной еще магистрали, а Тбилиси в ответ на это так навязчиво рекомендует армянскому лобби в России "оказать содействие" в урегулировании грузино-абхазского конфликта, что, похоже, и эта проблема вряд ли будет решена в обозримом будущем. Тем не менее, стороны договариваются о создании совместной комиссии по этой проблематике и переходят к обсуждению проблемы, в которой, похоже, сам черт ногу сломит.
Да будет свет?
Речь, как уже догадался наш проницательный читатель, идет о преодолении взаимных претензий в энергетике – сфере взаимодействия, чрезвычайно болезненной для обеих стран. При этом, Тбилиси считает, что ему приходится покупать альтернативную российской армянскую электроэнергию по чрезмерно высокой цене, а Ереван выступает против того, чтобы поставляемое ею в Грузию электричество не продавалось в дальнейшем в Турцию и Азербайджан. Казалось бы, и здесь все внешне ясно и понятно, только не тут-то было!
По заявлению главы энергетического ведомства Грузии Ники Гилаури, уже в середине августа "начнет функционировать система параллельной работы в области электроэнергетики и если данное сотрудничество будет успешным, то мы готовы изучить вопрос о подключении к системе Ирана". А, по словам министра энергетики Армении Армена Мовсесяна, "такая работа уже осуществляется на постоянной основе", "формируя в регионе основы транснационального сотрудничества". Совсем непонятно, о чем идет речь, становится тогда, когда вспоминаешь, что обмен энергопотоками между двумя странами существует уже давно, а в последние годы вообще осуществляется под эгидой РАО "ЕЭС России", фактически контролирующей выработку и распределение электроэнергии, как в Армении, так и в Грузии.
Проясняется ситуация лишь после того, когда, по отдельным фразам высоких договаривающихся сторон начинаешь понимать, что разговор на армяно-грузинских переговорах шел вообще о другом. О том, например, что за ширмой новых согласований и очередных комиссий Ереван и Тбилиси обсуждали условия поставок иранского природного газа, призванного диверсифицировать существующую сегодня в этом плане российскую монополию в обеих странах. Вспомнив, что соответствующий проект уже давно разработан в Армении и вполне устраивает Грузию, утомившуюся ожидать строительства газопровода из Азербайджана в Турцию, неясностей в завершившихся переговорах уже не видишь. И только улыбаешься созданию еще одной, а затем еще и еще одной совместных комиссий, одна из которых должна изучить вопрос государственного долга Грузии за потребленную в 2000 году армянскую электроэнергию на сумму в 6 млн. долларов, вторая – исследовать проблему перечисления этой суммы из "Грузэнерго" в "Армэнерго", третья – проанализировать факт исчезновения все тех же денег "где-то в пути", четвертая…
Ты мне, я тебе?
В связи с тем, что переговоры в подобном формате не проводились между Арменией и Грузией аж с 2001 (!) года, речь в их ходе касалась и других вопросов. Рассмотрены, например, вопросы торговых взаимоотношений, итоги которых позволяют обеим сторонам занимать место в десятке крупнейших внешнеэкономических партнеров друг друга. Ереван, правда, не очень доволен тем, что Тбилиси имеет положительное сальдо в торговом обороте с ним, но, как оказалось, ситуация выглядит не так, если учесть, что практически 100-процентов поставок в приграничные районы Грузии осуществляет… Армения. В свою очередь, Тбилиси как будто не радует "чрезмерно активное" участие Еревана в жизни 350-тысячной армянской диаспоры в Грузии, а, с другой стороны, все оказывается вовсе и не так. Помогая соотечественникам, Армения помогает и соседней стране. Возник было в ходе переговоров вопрос о защите прав граждан Грузии – армян по национальности – в Джавахетии, где они составляют абсолютное большинство населения, но и он как-то незаметно сошел на "нет". Словом, создали очередную комиссию, подписали протокол встречи, завершили "культурную программу", выступили на пресс-конференции…
По мнению большинства местных обозревателей, долгожданные армяно-грузинские переговоры прошли совсем, как в том анекдоте про двух братьев – армянина и грузина, которые поспорили, кто из них умнее, хитрее и изворотливее. Полжизни посвятили тому, чтобы доказать друг другу, что один круче другого, забыли о собственных семьях, домах и хозяйстве. А в итоге оба пришли к старшему брату. За защитой и поддержкой, едой и водой, топливом и инструментом…