logo

Хлебные крошки

Статьи

Виталий Журавлев
Переселение соотечественников
Политика
Россия
Виталий Журавлев

Кто поедет в Россию?

Размышления о госпрограмме переселения соотечественников

24-25 октября в Санкт-Петербурге пройдет Всемирный конгресс соотечественников. В числе основных вопросов на конгрессе будет обсуждаться Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

Необходимо напомнить, что в Федеральном законе «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом» установлено, что «соотечественниками являются лица, родившиеся в одном государстве, проживающие либо проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка, религии, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии». В соответствии с данным определением «соотечественником» для россиян является всё население бывшего СССР, включая, естественно, азиатские и кавказские этнические группы.

Если проанализировать обоснование Государственной программы, то оно сводится к трём основным тезисам: экономическому – участники программы помогут решить проблему насыщения дефицитными трудовыми ресурсами российские регионы; демографическому – сокращение населения в регионах будет компенсироваться переселенцами; гуманитарному – соотечественники получат возможность уехать на свою этническую Родину из тех государств, в которых они подвергаются дискриминации.

Начнём с демографии. Ситуация в России с ней известна, и если она не изменится, то численность населения страны может уже к 2030 году упасть до 120 млн. человек, а примерно к 2075 году до 80 млн. Естественная убыль собственно русского населения ныне составляет в среднем 1,7 процента в год. По расчётам экспертов, русских в России к 2010-му году останется 91 миллион, к 2020-му году - 77 миллионов, к 2030-му году – 65 миллионов, к 2040 году – 55 миллионов, к 2050-му году - 46 миллионов. А по некоторым прогнозам русских к этому времени будет ещё меньше. Что в этом плане предлагает Государственная программа?

Напомню, что госпрограмма начинает действовать с 2007 года. Для приема переселенцев выбрано 12 пилотных регионов: Красноярский, Приморский и Хабаровский края, а также Амурская, Иркутская, Калининградская, Калужская, Липецкая, Новосибирская, Тамбовская, Тверская и Тюменская области.

Все основные показатели рождаемости и смертности в указанных субъектах Российской Федерации имеют устойчивую тенденцию к ухудшению. К потерям общей численности населения за счет естественной убыли добавляется миграционный отток населения.

По планам ФМС России, в 2007 году предлагается привлечь в страну 50 тысяч соотечественников, в 2008 году – 100 тысяч, в 2009 году – 150 тысяч.

В какой мере данные цифры переезда «соотечественников» компенсируют потери от естественной убыли и внутренней миграции? А если сопоставить количество участников Государственной программы с количеством нелегальных мигрантов, уже по факту находящихся в России без всякой программы, то каков удельный вес этой программы в общем регулировании миграции и в решении демографической проблемы?

Правда, некоторые чиновники оценивают общий миграционный потенциал «соотечественников» в 6 млн. человек, но о природе этой цифры будем поговорить далее.

Рассмотрим экономическую составляющую. Причины дефицита трудовых ресурсов в пилотных регионах переселения «соотечественников» в соответствии с госпрограммой заключаются, прежде всего, в высоких расходах и низких доходах населения; разрушенной социальной инфраструктуре; структурной безработице; неблагоприятными в ряде районах климатическими условиями. Это, собственно, и приводит как к нарушению естественного воспроизводства местного населения, так и к миграционному оттоку.

Государственная программа для организации переезда соотечественников предусматривает оплату переезда, получение подъемных, помощь в трудоустройстве, социальный пакет и т.д., в федеральном бюджете на эти цели зарезервировано около 17 млрд. рублей.

В свою очередь на местные власти ложится задача решения комплекса мер по обустройству участников программы, в том числе -   трудоустройство, обеспечение жильём, транспортное обслуживание, медицинское обеспечение, социальное обеспечение, обеспечение безопасности.

Реализация Государственной программы, порученная федеральным государственным структурам (координатор – ФМС России), требует также серьёзных финансовых затрат - на расширение штатов сотрудников, работающих в рамках программы в России и за рубежом; на проведение информационной работы; исследовательской работ; ведение статистического учёта; подготовку нормативной базы и т.д.

Если некоторые виды объёма затрат федерального бюджета по Государственной программе можно просчитать (транспортные расходы; единовременное пособие на обустройство; выплаты ежемесячного пособия участнику Государственной программы и членам его семьи при отсутствии дохода и т.д.), то экономическую пользу от реализации Государственной программы для российских регионов и в целом для России прогнозировать крайне сложно.

Во-первых, сомнительно, что переселенцы реально останутся жить в местах нового пребывания, и будут работать в соответствии с условиями переселения. Даже местное, социально адаптированное население, уезжает из регионов, не видя для себя перспективы.

Как удержать переселенцев, административными мерами?

Во-вторых, сомнительно, что предприятия, где будут трудиться переселенцы в рамках Государственной программы, без получения крупных инвестиций, без внедрения инновационных технологий, смогут стать экономически эффективными.              

Каким образом окупятся государственные затраты если предприятия, на которых будут работать переселенцы, нерентабельны?

В-третьих, неквалифицированную рабочую силу не сложно найти из числа мигрантов, которые и так находятся в России, легально и нелегально, без всякой Государственной программы. Квалифицированные же специалисты-соотечественники на низкооплачиваемую работу в российские регионы в условиях связанных с проблемами дополнительной социальной, климатической и культурной адаптацией, в массовом порядке не поедут.

Способны ли неквалифицированные работники-мигранты обеспечить предприятиям конкурентоспособность и развитие?

Наконец, когда речь идёт об экономическом эффекте, то считать его следует, сравнивая результаты от инвестиционных вложений в различные варианты социально-экономических проектов. Даже без детального экономического анализа, очевидно, что целевое финансирование социально-экономических программ в самих регионах намного предпочтительнее финансирования внешней миграции, поскольку в этом случае не надо дополнительно расходовать деньги на содержание бюрократических структур, транспортные, социальные и иные расходы, связанные с адаптацией переселенцев.

Возвращение на историческую землю предков – дело святое, и что гуманитарный, моральный, патриотический фактор является первичным по сравнению со всем остальным. Остановимся на вопросе, кто на самом деле приедет в Россию в соответствии с Государственной программой.

14 сентября в Москве проходил Круглый стол на тему: «Какие мигранты нужны России»? В заседании Круглого стола принимали участие представители Администрации Президента РФ, МИДа России, депутаты Государственной Думы ФС РФ, члены Общественной палаты РФ, руководители общественных объединений. Федеральную Миграционную Службу представлял начальник правового управления Жунус Джакупов. После краткого выступления, представитель ФМС России ушёл от ответа на вопрос «Какие мигранты нужны России?» в переносном и…прямом смысле слова, «по-английски» покинув уважаемое собрание, чем поверг его участников в немалое недоумение. Это не случайно.

Оценка миграционного потенциала в 6 млн. человек, на которую ориентируется Государственная программа, не может основываться на русской диаспоре.

Да, русская диаспора за рубежом весьма значительна - численность русских на Украине составляет 8,3 млн. человек, ещё 14,3 млн. называют там родным русский язык, в Казахстане 4,1 млн., Белоруссии 1,2 млн., в Узбекистане около 1 млн. русских.

Крупные русскоязычные диаспоры выходцев из СССР и России проживают в Германии (около 3 млн. человек), США (2,9 млн.) и Израиле (1,2 млн.).

Русское население в «ближнем зарубежье», в основном, адаптировалось, относясь к таким социальным группам как: инженеры, предприниматели, высококвалифицированные рабочие, служащие, пенсионеры. Предлагаемые для миграции российские регионы, места работы и социальные условия особой привлекательностью не отличаются. Массового переезда русских в Россию, если только не будет политической дестабилизации и угрозы массовых репрессий (чего, к сожалению, полностью исключать нельзя) ожидать не приходится. Но похоже, на это в рамках Государственной программы никто и не рассчитывает.

Из самого названия Государственной программы – «оказание содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» следует, что речь в ней не идёт о возвращение родившихся в России и их прямых потомков на историческую и этническую Родину, чему соответствует термин «репатриация».

Фактически, речь в Государственной программе о двух категориях переселенцев.

Первая категория – это всё население «ближнего зарубежья», которое подпадает под понятие «соотечественник» в соответствии с действующим российским законодательством и готово принять участие в Государственной программе.

Вторая категория – это «соотечественники», которые уехали в «дальнее зарубежье» (США, Германия, Израиль и т.д.) в последние несколько десятилетий, но по каким либо причинам не смогли там адаптироваться, и поэтому готовы вернуться в Россию на условиях Государственной программы. Эта категория переселенцев не будет многочисленной. работать на предприятиях Дальнего Востока или поднимать сельское хозяйство в Средней полосе России большинство «соотечественники» из «дальнего зарубежья» вряд ли захотят.

Реальной базой для переселения в соответствии с буквой и духом Государственной программы является первая категория населения. По оценкам экспертов, на идею переселения в соответствии с Государственной программой уже в массовом порядке откликнулись «соотечественники» Киргизии, Узбекистана, Таджикистана, Туркмении. Есть некоторый интерес на Кавказе и в Балтии, но в значительно меньшем объеме. Русских среди них не более 20-25 процентов. Не случайно ни в программе, ни в сопутствующих нормативных актах не говорится о том, что должна проводиться проверка участников Государственной программы по переселению, на знание русского языка, российской истории, права, образовательного уровня и профессиональной квалификации.

Потенциальным участником Государственной программы будет модальный (преобладающий) тип мигранта, который и сегодня составляет свыше 10 млн. человек – с низкой квалификацией, иными этническими корнями, иными социокультурными ценностями, склонностью к правонарушениям, национально-диаспоральному образу жизни. Разница в том, что нелегальный мигрант самостоятельно едет в Россию и ищет себе работу, а мигрант-переселенец будет перевозиться за счёт российского бюджета, получать «подъёмные», плюс права на получение российского гражданства в упрощённом режиме в период от 3 до 6 месяцев.

К чему приведёт ускоренная натурализация таких мигрантов?

Решение вопроса по выполнению планов миграции с количественной стороны представляется вполне реальным - завести в течение нескольких лет в Россию 6 млн. человек, потратить на это бюджетные средства, отчитаться в исполнении. При бюрократическом подходе это не так сложно, тем более что регионы на сегодняшний день просто в приказном порядке обязывают принимать мигрантов в соответствии с Государственной программой.

Демографическая проблема будет решена, но можно решить её ещё проще – открыть свои границы. И так, кстати, дешевле получится…           

Можно констатировать, что реализация Государственной программы подобным образом приведёт к усилению социальной напряжённости, обострению межнациональных отношений и значительным финансовым затратам.

Безусловно, большинство сотрудников ФМС России – патриоты своей страны, квалифицированные и опытные специалисты, честно выполняющие свой долг. Однако волюнтаристические бюрократические методы решения социальной проблемы по управлению массовой миграцией не могут быть эффективными без научного сопровождения, экспертных оценок, открытого обсуждения проблем миграции в российском обществе.

Чтобы избежать негативных последствий и реально привлечь переселенцев, которые воспитаны в традициях российской культуры, владеют русским языком, способны к адаптации, следует придерживаться следующих принципов:      

- уточнить понятие «соотечественник», по крайней мере, применительно к Государственной программе;

- ввести экзамен для участников программы переселения на знание русского языка, истории, права Российского государства;

- принципиально отказаться от «валового» подхода к переселению, от административного навязывания переселенцев российским регионам;

- переселение в соответствии с Государственной программой должно носить строго избирательный, целевой характер;

- целенаправленно привлекать специалистов, способных работать в сфере инновационной экономике, а не примитивную рабочую силу, которая и так проникает в Российскую Федерацию;

- обеспечить для специалистов систему убедительных стимулов, систему адаптации и безопасности;        

- создать общественно-консультативные советы, на которых рассматривать все основные вопросы, связанные с миграционной политикой;

- осуществлять научную (прежде всего экономическую и социологическую), экспертизу при принятии наиболее важных решений по вопросам миграции;

- принимать решения, основываясь на рекомендациях и заключениях экспертных организаций и общественных советов.

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie