Кто же их рассудит?
Споры между Киргизией и Узбекистаном достигли критической точки
В январе на узбекско-киргизской границе начались странные события. Сначала появилась новость, что узбекские силовики застрелили «киргизского контрабандиста», затем стало известно, что группа узбекских граждан напала на киргизских пограничников и захватила в заложники порядка 20 представителей «братского» Кыргызстана. Происходящее лишний раз показывает, с какими рисками, возможно, придется столкнуться России, если наша страна пойдет навстречу пожеланиям президента Киргизии Алмазбека Атамбаева, заявившего на предновогодней пресс-конференции о необходимости усилить российское военное присутствие «на юге республики» (читай: на границе с Узбекистаном) "дополнительной силовой подпоркой".
По словам представителя Совета обороны Киргизии, большая группа жителей одного из узбекских сел, расположенных в территориальном анклаве Сох, рассекающем территорию соседней страны, атаковала киргизских пограничников. Конфликт возник из-за новой погранзаставы «Чарбак», открытой киргизскими военными в середине декабря. Недовольные узбеки стали валить только что установленные столбы линии электропередачи, при этом были ранены несколько киргизских пограничников. Последовавший захват группы киргизских граждан привел к усиленным переговорам силовых ведомств двух стран, в результате которых, по крайней мере, часть заложников была освобождена. В Бишкеке надеются, что окончательное решение вопроса – дело самого ближайшего времени. Одновременно продолжается расследование дела о гибели гражданина Киргизии, обвиненного узбекскими силовиками в незаконном пересечении границы и контрабанде. В любом случае все пункты перехода киргизско-узбекской госграницы в районе анклава Сох прочно перекрыты.
Неточная граница и распри по воде
Киргизский Совет обороны объясняет случившееся "неточностями в вопросах прохождения линии государственной границы, а также несогласованностью действий сторон по проведению работ", касавшихся обустройства погранзаставы. Проблема границы – давний камень преткновения между Ташкентом и Бишкеком (с тех еще времен, когда киргизская столица носила имя легендарного в СССР "красного генерала" и наркома Фрунзе). Автор этих строк, в конце 1980-х годов работая сотрудником Центрального государственного архива Советской армии, воочию наблюдал ожесточенные стычки между историками из двух союзных республик, специально приезжавших в Москву исправлять ошибки «сталинской национальной политики», то есть пересматривать проведенные в 1930-х года межреспубликанские границы.
Усиленно распространявшиеся в конце 2012 года российскими СМИ слухи (со ссылками на источники в Минобороны и других ответственных ведомствах РФ) о том, что Москва готова потратить более миллиарда долларов на модернизацию киргизской армии, только подогрели почву для нового киргизско-узбекского противостояния.
Напомним, что в минувшем году Киргизию посетил президент России Владимир Путин, и именно тогда были подписаны соглашения о том, что российские военные останутся в этой республике еще как минимум на 20 лет. Кроме того, сторонам удалось урегулировать вопросы киргизского долга размером почти в полмиллиарда долларов. Одновременно Москва и Бишкек окончательно договорились о начале совместной работы над строительством в Киргизии Камбаратинской ГЭС-1. Но эта ГЭС расположена на реке Нарын, несущей свои воды далее в Узбекистан, что сразу встревожило Ташкент.
Чтобы развеять тревоги правительства Ислама Каримова по этому поводу МИД Киргизии сделал специальное заявление, о том, что киргизы ни в коей мере не намерены ущемлять интересы соседней страны. Но это не возымело практически никакого действия. "Проблемы водопользования могут стать причиной войны в Средней Азии в ближайшее время", — заявил Каримов во время визита в Казахстан в конце декабря прошлого года. Конечно, глава Узбекистана комментировал общие контуры проблемы, однако в свете нынешних событий его прогноз выглядит особенно мрачно.
Америка поможет. Оружием
Во всем происходящем нельзя сбрасывать со счетов внешний фактор. США не скрывают своей заинтересованности сохранить военную базу в Киргизии, расположенную на территории аэропорта «Манас», в 23 км к северо-западу от Бишкеа, о неизбежном закрытии которой заявил президент Атамбеков (соответствующий киргизско-американский контракт заканчивается в 2014 году).
Кроме того, американцы намерены создать еще несколько подобных военных объектов в других странах Центральной Азии, в частности в том же Узбекистане (который, видимо, на всякий случай в этом году заранее вышел из Организации договора о коллективной безопасности, объединяющей ряд стран СНГ) и Таджикистане. Обсуждается и вопрос о передаче части оружия и боевой техники воюющей в Афганистане международной коалиции странам Центральной Азии. На "безвозмездной" основе. По сообщениям американских СМИ, эта тема ставилась в повестку дня еще в конце ноября 2011 года во время визита в Душанбе и Ташкент командующего Центральным командованием сухопутных войск США генерал-лейтенанта Винсента Брукса.
Речь шла, в частности, о беспилотных летальных аппаратах, цифровых радиостанциях, комплектах индивидуальной экипировки, оснащенных навигаторами GPS, бронетранспортерах, средствах ПВО, танках и даже о ракетно-артиллерийских системах со средствами космической топопривязки. Спецам из Пентагона, которые лучше всех знают, какова боеспособность нынешней афганской армии, наверное, очень не хочется, чтобы после ухода американских военных и их союзников все это оказалось в арсенале бойцов "Талибана". Так что дальнейшую милитаризацию Центральной Азии, в том числе усилиями наших западных «партнеров», ни в коем случае не стоит сбрасывать со счетов.
«Нельзя провоцировать Узбекистан»
Известный киргизский политолог Марс Салиев уверен в необходимости создания на юге республики второй военной базы РФ. "Второй", конечно, условно, поскольку первая под названием "Кант" (расположенная в Чуйской долине на севере республики) считается объектом ОДКБ. Салиев заявил информационному агентству "ИнфоРос", что вопрос заключается скорее в том, где конкретно расположить такую базу. В стратегически «не слишком удобном для россиян» Баткенском районе Киргизии, с севера и юга граничащем с Узбекистаном, или же где-то на другом участке киргизско-узбекской границы. "Угроза терроризма со стороны Афгнистана, в том числе в лице воюющих там бойцов Исламского движения Узбекистана, для которых вообще нет никаких границ, плюс наркотрафик, плюс незаконный оборот оружия – риски очень велики, и помощь российских военных нам, безусловно, нужна", - считает киргизский эксперт.
Но стоит ли России проявлять повышенную активность в этом неспокойном регионе, учитывая обострение отношений между двумя государствами, входящими в СНГ. Этот вопрос прокомментировал профессор Военного университета Минобороны РФ Олег Кулаков. По его мнению, Москве не стоит делать необдуманных шагов.
"Угрозы со стороны Афганистана сегодня нет. Я уверен, что афганцы, кто бы у них в скором времени не пришел к власти, через Амударью не пойдут. Контрабанда и наркотрафик на протяжении уже многих лет в этом регионе не прекращались ни на час, но президент Киргизии вспомнил о необходимости укрепить южную границу только сейчас. Скорее всего, он хочет использовать российский фактор в сложной игре с соседями, - полагает полковник Кулаков. – В этих условиях Россия должна выступить предельно компетентно и выжидательно"
"Какие бы нюансы не возникали в наших отношениях с Ташкентом, мы ни в коей мере не должны провоцировать узбекскую политическую элиту", - заключил собеседник информационного агентства "Инфорос".