Хлебные крошки

Статьи

Латвия – для латышей

Откровения праворадикала

Идеолог "ТБ" (праворадикальная партия Латвии – прим. ред. портала "Соотечественники"), доктор наук и депутат Рижской думы Вилнис Зариньш считает, что с "нелояльной частью русского населения" никакого компромисса быть не может.

"Я никогда не поддерживал идею вывозить русских из Латвии вагонами. Это абсурд. Другое дело, что русские должны понять: Латвия с каждым годом будет становиться все более латышской. И если их это положение вещей не устраивает, то, пожалуйста, перед ними открыт весь мир. Перед ними открыта Россия, и в частности Калининград с похожим климатом и оставшейся от немцев развитой инфраструктурой", – говорит один из основных идеологов "ТБ", философ и историк, доктор наук, депутат Рижской думы Вилнис Зариньш.

– В последнее время вы привлекли внимание публикациями в "Латвияс авизе", вступив в заочную полемику с российскими политиками, которые в ответ на призывы признать оккупацию пообещали начать обсуждать деяния красных латышских стрелков. По-вашему, за латышских стрелков Латвии не должно быть стыдно. Почему же? И вообще, какова цель ваших исторических диспутов – вы хотите переубедить Россию?

– Нет большого смысла вступать в спор с Москвой до тех пор, пока Россия существенно не изменит свое отношение к независимости Латвии и вообще к Прибалтике. У меня и в мыслях не было повлиять на Россию – я и Россия, согласитесь, несоизмеримые величины. Но эти публикации направлены на то, чтобы уберечь от фальсификации жителей Латвии. Так как распространяется большая ложь. Она имела место и на конгрессе русской общины. Первый миф – это то, что русские здесь живут испокон века. Да, тут жили сумевшие проникнуть в Прибалтику русские, так же как в России жили оказавшиеся там отдельные латыши. Но это вовсе не значит, что была какая-то русская община. Десяток русских – еще не поселение. Да, были немцы, были поляки, были шведы, а русские в основном были burlaki. В латышском это слово имеет совсем другое значение, нежели в русском. Если по-русски "бурлак" – это работник, тянущий судно против течения, то по-латышски burlaks – это разбойник. Но это были одни и те же люди. Когда бурлаки дотягивали до Риги струги, они получали оплату. Но тогда в городе было много кабаков, девиц легкого поведения, и по большей части бурлаки деньги просаживали здесь. А потом голодали. Приходилось добывать еду по пути домой. Тогда они вспоминали, что силы им не занимать. Так слово burlaks вошло в латышский с другим значением. Но бурлаки все же в большинстве своем были не русскими, а белорусами, хотя называли их по-латышски "струговыми поляками", так как Белоруссия входила в состав Польши.

Теперь что касается латышских стрелков. Тут и диспутов не надо – все ясно. Восстание эсеров само по себе было трагедией. Но против них было отправлено 600 латышских штыков и 200 мечей. А в Москве тогда было под миллион жителей. И говорить, что один солдат со штыком может принудить тысячу человек подчиниться, это просто неуважение к русскому народу! Но, с другой стороны, стрелки помогли установить хоть какой-то порядок, без них гражданская война длилась бы намного дольше. Победа была относительно легкой, потому что противники большевиков сами не были объединены: монархисты, кадеты, эсеры…

– Вы полагаете, что за латышских стрелков не должно быть стыдно?

– Просить у Латвии ответить за стрелков – то же самое, что у Израиля просить ответа за Троцкого и Свердлова, а у Польши – за Дзержинского. Латвии как страны тогда еще просто не было.

– Г-н Зариньш, вы считаете, что Латвия не имеет никакого отношения к деяниям латышских красных стрелков. Но почему же тогда, если проводить исторические параллели, вы упрекаете нынешнюю Россию за действия СССР?

– А вот в данном случае сравнение России с СССР весьма уместно! Россия – это тот же Советский Союз, только с меньшей территорией. РФ является правопреемницей СССР, она добровольно взяла на себя все обязательства бывшего Союза и за это получила не только почти все дипломатическое имущество СССР за рубежом (в том числе и здания бывших посольств Латвии в некоторых европейских странах), но и место в Совете Безопасности ООН. Так что историческая ответственность тоже лежит на ее плечах. Другое дело, что Россия не желает признавать неоспоримые исторические факты, например, оккупацию Балтии Советским Союзом в 1940 году. Россия по-прежнему пытается представить события 64-летней давности как добровольное вступление Латвии в СССР или как народную революцию, результатом которой и стало – под давлением народа – вхождение Латвии в "семью братских советских республик".

– Но почему Карлис Улманис в ту пору действовал так, как будто все и происходило сугубо на добровольной основе?

– Конечно, у тогдашнего латвийского руководства не было никаких иллюзий относительно сталинского Союза, все были осведомлены о чудовищных репрессиях 1937 года, в которых погибло около 70 тысяч латышей. Но ситуация была безвыходной – надеяться на Германию не приходилось, ведь она была союзником СССР. Я могу лишь предполагать, что Улманис в сложившемся положении просто пытался выиграть время, оттянуть процесс "вступления" Латвии в СССР до начала войны между Германией и СССР. Всем ведь было ясно, что начало войны – это лишь вопрос времени. Но опять-таки это только мое предположение, в ту пору мне было всего 10 лет, хотя я помню, как все происходило. Я помню, как после 14 июня 1941 года мама начала собирать вещи – на случай, если за нами придут, чтобы депортировать.

– Как вы относитесь к только что созданному конгрессу русских общин – ОКРОЛ? Может быть, эта новая организация станет партнером для диалога с латышской общиной?

– К ОКРОЛу я отношусь крайне негативно, это враждебная Латвии структура, которая объединила нелояльных стране людей. С такой организацией ни в какие дискуссии вступать нельзя. ОКРОЛ призывает вести диалог между русской и латышской общинами. Но при таком подходе никакого диалога быть не может, поскольку латыши (и русским это пора понять) не являются в Латвии какой-то общиной. Латыши – это народ! А вот русские, поляки, украинцы и представители других крупных образований нацменьшинств – это действительно общины. Причем если мы говорим о русских, то это одна из самых слабоорганизованных общин. Русские Латвии очень разные и очень разрозненны. Есть часть русских, которые лояльны Латвии, но очень значительная масса людей нелояльна стране.

Вообще русским, или, если шире, русскоязычным (хотя мне не нравится это слово, ибо я сам себя считаю русскоязычным, как и большинство латышей), пора понять, что есть вопросы, где невозможен компромисс. Это вопрос одного государственного языка, это признание факта оккупации, это лояльность стране. Сейчас звучат призывы к "среднему варианту" интеграции. То есть русские двигаются навстречу латышам и становятся более "латышскими", а латыши двигаются навстречу русским и становятся более "русскими". Если русские хотят, чтобы все латыши знали русский, то и все русские должны изучить латышский. Мы многого от русских Латвии не хотим – только знания языка, культуры и традиций латышей, уважения, лояльности к государству. Не может быть так, что какая-то группа постоянных жителей Латвии чувствует себя здесь чужими, отстаивает интересы другой страны и при этом еще требует от государства, от власти идти с ними на диалог и находить какие-то компромиссы. Какие тут могут быть компромиссы?!

К русским в Латвии не предъявляются какие-то невероятные требования. Для начала – хотя бы сносно говорить по-латышски. Это в интересах самих же нацменьшинств, они просто будут уютнее, свободнее себя чувствовать. Ведь реальность такова, что и крупные города Латвии постепенно будут становиться более латышскими. Даже в Риге количество латышей приближается к количеству русских. Русских 315 тысяч, латышей – 308. Учитывая миграцию из сельских районов, рождаемость и другие факторы, через несколько лет латышей станет больше и в столице. И с этой реальностью, с более латышской средой русскоязычным придется считаться. Если не нравится, то, пожалуйста, им открыта и вся Европа, и Россия. Да, России сейчас тяжело, но в этом, может быть, и состоит миссия русских, чтобы помочь России. Даже можно выбрать регион со схожим климатом – Калининград, например. Там еще сохранилась созданная немцами хорошая (правда, запущенная за годы советской власти) инфраструктура. Но, подчеркну, я никогда не был сторонником концепции "вывоза русских вагонами". Это абсурд. Отъезд из страны – дело добровольное. Вообще мы в Латвии никому не хотим вредить, и русским в Латвии живется не хуже, а даже лучше, чем латышам. Ведь русские в основном живут в городах, где и уровень жизни лучше, и работу найти легче. Да и русским студентам в Риге учиться легче – дома их ждут родители за накрытым столом. А каково приходится латышскому студенту из провинции? Родителям порой вообще нечего дать своему ребенку в дорогу.

– Скоро на смену эмигрировавшим в Европу русским прибудут "гости", ведь мы вступили в ЕС. Где вы, как депутат Рижской думы, посоветуете строить в столице мечеть?

– Я советую не спешить. Полагаю, что мечеть в каком-нибудь частном доме уже действует. А я, как депутат думы, постараюсь сделать все, чтобы Латвия не стала страной массовой эмиграции. У нас и так достаточно людей, приехавших в оккупационное время.

– Как вы полагаете, результаты выборов в Рижскую думу будут похожи на результаты выборов в Европарламент? Сколько мест в думе вы прогнозируете "тевземцам"?

– Сейчас во фракции "ТБ" 6 человек. Я полагаю, что мы можем удвоить свое представительство в столичном самоуправлении. Кстати, русскоязычным даже выгодна сильная фракция "ТБ". Это будет означать стабильность и предсказуемость.

– Почему вы считаете, что популярность "ТБ" будет расти?

– Отчасти нам поможет и ОКРОЛ. Латышские избиратели поймут, что крайне необходима и в думе, и в сейме именно национальная консервативная партия, которая защищает город, страну от нелояльных сил, которая отстаивает интересы государства. Конечно, есть и избиратели, считающие, что мы свою миссию выполнили – восстановили независимую Латвию. Но все больше таких граждан Латвии, кто понимает, что мы нужны и сегодня. Кстати, если нынешняя Рижская дума проголосует за переименование улицы Дудаева обратно – в Космонаутикас гатве, то, уверяю вас, на выборах тысячи людей будут голосовать за "ТБ", чтобы мы добились возвращения названия улице Дудаева!

Абик Элкин, Вадим Фальков // "Вести сегодня"



Наш комментарий

Они все еще правят Латвией…

Обычно мы стараемся не комментировать интервью даже с теми людьми, чья позиция для нас неприемлема. Пусть выводы делают сами читатели. Но нынче случай особый, ведь наш собеседник – идеолог партии, которая на протяжении последних 10 лет (за вычетом четырех последних месяцев, когда впервые в правящей коалиции "ТБ" не оказалось. Пока!) проводила политику национализма, дискриминации в отношении русскоязычного населения, не стеснялась зачастую заниматься и откровенной русофобией. За провал интеграции, за этническую напряженность в обществе мы должны быть благодарны во многом или даже в основном именно "ТБ". Примечательно, что всю эту политику оголтелого национализма, выкручивания рук нацменьшинствам проводят люди, которые в советские годы верой и правдой служили, как нынче твердят сами "тевземцы", "оккупантам". Тот же г-н Зариньш долгие годы преподавал в школах и вузах историю и философию. И уж точно это была не история Первой республики, а история ЛССР, да и философия скорее была марксистско-ленинской, а не по Ницше.

И вот эти люди сегодня правят Латвией. Как долго это будет продолжаться? Это зависит и от нас, от того, как долго мы будем сидеть дома в день выборов (как происходило во время недавних выборов в Европарламент), и, конечно, это зависит от латышей – как долго они позволят кормить себя такой вот пропагандой. Пропагандой вражды и псевдоистории.

Редакция "Вести Сегодня"

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie