
Латвия: принуждение к евро
Нежеланная Европа
Латвия активно готовится к смене валюты: с 1 января 2014 года она официально станет 18-й страной еврозоны. В начале ноября в сейм был передан закон, который определяет порядок и механизм введения в Латвии евро. И хотя этого события ждать ещё больше года, Банк Латвии уже заказывает чеканку новых европейских монет, министерство финансов развёртывает широкую информационную кампанию, а президент страны Андрис Берзиньш выражает готовность лично участвовать в рекламе евро. Дело за малым — убедить жителей Латвии в том, что новая валюта принесёт выгоду экономике страны и каждому их них. Это будет очень непросто: согласно опросам общественного мнения, более 80 процентов жителей Латвии не поддерживают введение евро в 2014 году.
«Я пережила на своём веку много денежных реформ, и ни одна из них не сделала меня богаче, — говорит пенсионерка, бывшая учительница рижской школы Валентина Козлова. — И сейчас, я уверена, простые люди ничего не выиграют от перехода на евро, только цены в магазинах взлетят! Но пенсионеры в Латвии и без того живут за чертой бедности, так зачем нам евро?»
Именно возможный рост цен на продукты питания и товары первой необходимости — основной аргумент, который настраивает людей против евро. Каждый третий в стране, согласно данным Европейского агентства Eurostat, живёт за чертой бедности. Не успевшие оправиться от тяжелейшего кризиса люди всерьёз опасаются очередного ухудшения качества жизни. Это подтверждают и многочисленные опросы общественного мнения. Согласно последнему исследованию «Латвийского барометра», который проводит банк DBN, 55 процентов жителей Латвии введение евро в первую очередь связывают с ростом цен.
Нежеланная Европа
Для опасений у людей достаточно оснований: опыт всех без исключения стран, переходивших на евро в последние десять лет, доказывает существование «синдрома округления цен», который становился причиной дополнительной инфляции. То есть при пересчёте цен по курсу местной валюты к евро продавцы товаров и услуг, естественно, округляют итоговый результат в большую сторону — с выгодой для себя и убытком для покупателей. В том, что и Латвия не станет исключением, не сомневается даже министр финансов Андрис Вилкс. «Мы вряд ли сможем избежать фактора округления цен, — признаётся он. — Особенно в секторе услуг: парикмахерских, кафе, ремонтных мастерских. Однако мы сделаем всё возможное для того, чтобы дополнительная нагрузка на цены в момент перехода не превысила бы 0,3 процента. Это далеко не те 5—10 процентов прироста, которых боятся люди».
Впрочем, обещаниям властей сегодня в Латвии почти не верят. Уровень доверия к кабинету министров и сейму находится на критически низком уровне: 24 и 12 процентов соответственно, согласно опросам общественного мнения компании SKDS. Этим активно пользуется оппозиция, призывая правящую коалицию провести референдум по вопросу вступления в еврозону: дескать, так будет честно и демократично.
Однако очевидно, что референдум — это последнее, на что пойдут власти, поскольку его итог известен заранее: жители в подавляющем большинстве проголосуют против введения евро. Поэтому премьер Валдис Домбровскис жёстко заявил: референдума по данному вопросу не будет. А люди, которые сейчас настроены против единой валюты, просто что-то не так поняли: ведь проголосовав за вступление в Евросоюз почти 10 лет назад, жители автоматически дали своё согласие и на введение евро.
«Я голосовал за вступление Латвии в Евросоюз, — говорит владелец кафе в Старой Риге Имант Бурвис. — Родственники и соседи тоже голосовали за ЕС, но тогда мы понимали, что нам, маленькой стране, трудно развиваться самостоятельно. Кроме того, экономическое положение ЕС в 2004 году было гораздо лучше, чем сейчас. И я лично не хочу, чтобы Латвии пришлось вытаскивать из долговой ямы греков и португальцев, которые не хотят экономить и не привыкли работать».
Подобные мысли в Риге разделяют многие. По данным «Латвийского барометра», 38 процентов жителей считают, что вступление Латвии в проблемную еврозону означает для страны повышенные риски солидарных экономических проблем, а 36 процентов не хотят, чтобы Латвия своими деньгами помогала отстающим странам Старого Света.
Чтобы понять чувства жителей Латвии, стоит напомнить, что в 2008 году страна оказалась на пороге банкротства. Для выхода из кризиса был взят курс на девальвацию лата, из-за которой доходы населения упали на 30—50 процентов. Однако именно режим строжайшей экономии, в которую были вовлечены все жители Латвии в последние три года, помог сократить дефицит бюджета страны почти в три раза, а также успешно завершить программу получения финансовой помощи от Международного валютного фонда. И теперь латыши не очень понимают, почему сейчас, когда жизнь только начала налаживаться, они должны финансировать чужие проблемы.
Известный предприниматель и экономист Янис Ошлейс считает, что евровалюта хороша в перспективе, но совершенно не нужна его стране сейчас, потому что Латвия ещё слишком бедная. По мнению эксперта, стране есть смысл вступать в еврозону лишь тогда, когда средний уровень жизни её граждан составит не менее 70 процентов от среднего уровня жизни богатых стран. В Латвии этот показатель сейчас составляет примерно 54 процента, а искомые семьдесят процентов, даже при самых оптимистичных прогнозах, могут быть достигнуты не ранее чем через 10—15 лет.
«Евро для Латвии сегодня — просто убийственная валюта, — говорит Ошлейс. — Все те бедные страны, которые вступили в еврозону, сейчас стоят на пороге банкротства, и лишь вопрос времени, когда это с ними случится».
Латы не заржавеют
У сторонников перехода на евро — правительства, Банка Латвии, экспортёров, продающих свою продукцию в страны ЕС, — есть аргументы в пользу своей позиции. И главный из них: Латвию после введения евро ожидает мощный приток столь необходимых её экономике инвестиций. И с этим доводом трудно спорить, ведь перед глазами пример Эстонии, которая уже за год до введения евро с 1 января 2011 года действительно получила рост инвестиций и кредитных рейтингов.
Последнее для Риги особенно актуально, поскольку, в отличие от Эстонии, почти не имеющей государственного долга, в годы кризиса Латвия активно занимала у международных организаций большие суммы. И сейчас делает всё возможное, чтобы перефинансировать свои долги с помощью выпуска гособлигаций.
С евро, считают в Банке Латвии, сделать это будет дешевле, так как повышение кредитных рейтингов на две-три позиции даст возможность экономии только на обслуживании внешнего долга порядка 300 миллионов евро в год. На это скептики отвечают, что подготовка к введению единой евровалюты, согласно расчётам специалистов, обойдётся стране примерно в 500 миллионов евро. Стоит ли овчинка выделки?
Если кто-то и приветствует введение евро, то это латвийская молодёжь. Юные жители Латвии часто путешествуют по Европе, ездят к друзьям и знакомым, учатся по европейским программам обмена, поэтому ценят удобство применения единой валюты и отсутствие затрат на конвертацию. А ещё у них нет ностальгии по лату, которая свойственна людям среднего и пожилого возраста. По данным «Латвийского барометра», потеря национальной идентичности — вторая по популярности после роста цен причина нежелания жителей страны переходить на евро: на неё указали 54 процента респондентов.
«Я понимаю тех людей, которым жалко расставаться с латом, — прокомментировал эти настроения Андрис Берзиньш. — Большинство из них не финансисты, поэтому просто не понимают экономических выгод перехода на евро, а у людей старшего поколения срабатывает ностальгия». Но она пройдёт, убеждён президент. «Переход Латвии на евро просто экономически обоснован. Когда нет валютного риска, это очень хорошо для страны в целом. Не секрет, что в мире есть много частных лиц, которые при желании могут пошатнуть финансовую систему Латвии».
Президент не преувеличивает: в 2008 году Банку Латвии пришлось потратить треть своих золотовалютных резервов, чтобы предотвратить риск неконтролируемой девальвации лата. Кто стоял за тем валютным ударом, так и осталось тайной для широкой общественности.
Как бы то ни было, министерство финансов и Банк Латвии уверяют, что за год смогут на 180 градусов развернуть настроения в обществе, касающиеся неприятия евро. Совсем скоро стартует обширная информационная кампания, в рамках которой каждому жителю страны обещают в простой и доступной форме рассказать о преимуществах евро. А также выдадут специальные конвертационные карточки, с помощью которых можно будет сравнить цены на популярные товары в евро и латах. Три месяца до и шесть месяцев после дня введения евро люди будут привыкать к двойным ценникам на товары и услуги, а за торговцами будет установлен жёсткий контроль.
И уже с 15 января 2014 года, если всё пойдёт по правительственному плану, у жителей Латвии в кошельках останется только евро. А в душе — немножко ностальгии по старому доброму лату.