logo

Хлебные крошки

Статьи

Елена Юркявичене

Литва: президент – новый, заботы – старые

До сих пор двойное гражданство в Литве существовало только для избранных

Оправляются от шока политологи и политики, чьи предвыборные прогнозы не оправдались и кто опрометчиво сделал ставку на бывшего президента, выходца из США Валдаса Адамкуса. Его проигрыш несомненно означал, наряду и с другими причинами, и то, что литовцы недовольны проамериканской политикой "американского варяга", слишком явно пользующегося покровительством нового "старшего брата". И хотя вся политическая элита Литвы по-прежнему следует в фарватере США и НАТО, литовцы не простили Адамкусу горе-приватизации мажейкского нефтеперерабатывающего комплекса, отданного за бесценок американской компании "Вильямс", которая чуть не привела предприятие к краху. Представители национальных меньшинств Литвы, судя по опросам, голосовали, скорее всего, против бывшего президента. И для этого тоже есть основания. С 1 января 2003 года вступил в действие закон о двойном гражданстве, который, как заявила самая популярная ежедневная газета Литвы "Летувос ритас", "привел к разделению людей на первосортных и второсортных"... "Ничего плохого в законе о двойном гражданстве, – пишет газета, – не было бы, если бы новое правило действовало для всех граждан. Но оно предназначено лишь для литовцев". Так, в первой части статьи 18 Закона говорится: лишение литовского гражданства при получении гражданства другого государства не применяется к "лицам литовского происхождения". Закон вполне ясно говорит, что литовец в нашем государстве является гражданином более высокой пробы, нежели поляк, русский или латыш", – пишет газета, выходящая только на литовском языке.

До сих пор двойное гражданство в Литве существовало только для избранных - для тех, кого по каким-то причинам Литовское государство выделяло за некие особые заслуги. Такой чести удостоились, например, Майя Плисецкая и Родион Щедрин, Мстислав Ростропович, Владимир Васильев и Екатерина Максимова. Недавно литовское гражданство декретом президента Адамкуса присвоено и тренеру А.Гомельскому, что, правда, навлекло на президента гнев литовской общественности. Список на самом деле не так уж мал, в нем сотни известных имен, но по каждому случаю принимает решение лично президент. А вот теперь "двойным гражданином" может стать и простой смертный. Гражданин Литвы, эмигрировавший из страны и получивший гражданство иностранного государства, если только он этого захочет, сможет сохранить гражданство Литвы, правда, если это не литовский поляк, русский, латыш, еврей. Т.е. если поляк, гражданин Литвы, захочет уехать в Польшу и получить там гражданство, он лишится гражданства Литвы. А литовец, получивший гражданство Польши, сохранит свой паспорт. Разве не абсурд?

Суров закон, но закон, а в нем предусмотрено, что сохранение литовского гражданства при принятии гражданства другой страны возможно, если "родители или дед и бабка, либо один из родителей или дед или бабка являются или были литовцами либо гражданами Литвы и само лицо признает себя литовцем".

Либерализовать закон о гражданстве политиков Литвы уже давно призывали представители эмиграции. За последние 10 лет из Литвы за рубеж, преимущественно в США, уехало на жительство до 250 тысяч человек. Хотя, скорее всего, литовцам благодарить за принятие этого закона надо бывшего президента В.Адамкуса. В свое время ему пришлось отказаться от американского гражданства и брать литовское, чтобы претендовать на пост главы государства.

Уже тогда пошли слухи о том, что он инициировал закон о двойном гражданстве. Пару лет назад мелькнуло сообщение, что в недрах президентуры разрабатывается такой документ.

"Летувос ритас" уверяет читателей, что принятый закон – "желание угодить 10 % потенциальных избирателей перед самыми выборами". И не только. "Интересы русофобов, – делает вывод газета, – совпали с интересами тайных и явных антисемитов и антиполонистов".

Надо сказать, что из всех нацменьшинств только представители польской и еврейской общины громко выразили свое недовольство законом. Свое возмущение особенно четко проявили поляки – самая крупная на сегодня национальная община Литвы. Русские, которых в Литве проживает 6,3 %, никаких обращений, возмущений не высказали. Это не только результат разобщенности русской общины, но также – и разочарования новой редакцией российского закона о гражданстве, в котором практически запрещается иметь двойное гражданство тем, кто хочет его получить.

Но и сегодня в порядке исключения российские граждане могут получить литовское гражданство. Как, например, получила его недавно неофициальный представитель Чечни в Литве Аминат Саиева.

В своем последнем декрете президент Адамкус предоставил ей гражданство за поддержку литовско-чеченских отношений. Его не смутил факт, что Саиева представляет не официальную Чечню, а как раз тех, кто противостоит Кремлю. Более чем странным этот факт назвать нельзя. Ведь официальному Вильнюсу хорошо известно, что в Литве нет представителя администрации Чеченской республики, и Саиева на этот статус претендовать не может. Резонно возникает вопрос: с какой Чечней Литва поддерживает отношения через госпожу Саиеву и не означает ли это перемены в официальной позиции Вильнюса по статусу Чечни в Российской Федерации? Ведь до сих пор официальная Литва признавала Чечню частью России. Этот, в общем-то нескрываемый вызов, ставит под сомнение всю добрососедскую риторику Адамкуса относительно России.

Вообще антирусские страсти в Литве используются некоторыми радикальными политиками, когда они чувствуют, что их начинают забывать или им необходимо поднять свой рейтинг. Этим приемом неоднократно пользовался Витаутас Ландсбергис. Недавно одна литовская газета выдала "сенсацию": в штабе выигравшего президентские выборы Роландаса Паксаса говорили по-русски. Если бы по-английски, по-немецки, по-еврейски – то это вроде как ничего, а по-русски! Караул! Создается впечатление, что антирусская тема стала способом обратить на себя внимание, продемонстрировать свой патриотизм, излить на кого-то свою злобу. Недавно один клайпедский социал-демократ, потерявший популярность и рейтинг, выдал: Калининград, мол, будет нашим, давайте делать все, чтобы присоединить его к Литве, ведь в противном случае этот край придет в упадок. Не новая мысль, но, видимо, другого способа привлечь к себе внимание у многих политиков нет.

Вновь избранный президент Роландас Паксас, бывший летчик, выпускник Ленинградского института, пока демонстрирует открытость и незашоренность. Он открыто заявил в своей программе, что в приоритетах внешней политики наравне с Западом у Литвы находится и Восток. Как эта программа будет воплощаться в жизнь, покажет время.

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie