Маски сброшены
Накануне "третьего тура"
Украина имеет очередной шанс выбрать себе президента. В воскресенье 26 декабря состоится "третий тур" изнурительной избирательной гонки, по накалу страстей и высоте ставок не знающей ничего подобного в новейшей украинской истории.С самого начала для всех было очевидно, что эти выборы будут отражать не только внутриукраинскую борьбу за передел сфер политического и финансового влияния, но и столь же бескомпромиссную схватку за влияние на саму Украину. Ход кампании ничего нового к этому не добавил. Он лишь показал, насколько оказались остры противоречия между всеми участниками украинской избирательной игры.
Что касается внутриполитического аспекта, то сценарий развивался по классической схеме "сбрасывания масок". Янукович в качестве официального "преемника" Кучмы многими воспринимался как фигура не вполне компромиссная. В украинской клановой политический системе с приходом донецкой команды Януковича был нарушен паритет и оказалось слишком много обиженных. Под угрозой передела власти и собственности в случае победы "оппозиции" близкие к Кучме группы влияния были вынуждены объединиться вокруг Януковича. Но стоило лишь немного "заштормить", как этот "брак по расчету" начал распадаться.
Впрочем, упомянув об "оппозиции", я невольно использовал навязанные политтехнологами образы. Применительно к команде Ющенко говорить об оппозиции не вполне корректно, поскольку фактически вся она состоит из людей, имеющих непосредственное отношение к нынешней украинской власти. Сегодня эта группа просто стремится прибрать к рукам более жирные куски, доставшиеся ранее их "коллегам". И то, насколько "преступная власть" готова идти сегодня навстречу "оппозиционерам", только лишь подтвердждает внутреннюю взаимосвязь этих, казалось бы, враждебных групп.
Вместе с тем, целостная картина на поверку оказывается мозаичной, поскольку политический кризис вскрыл противоречия между ведущими игроками политического процесса. Сегодня стало очевидно, что Кучма, Янукович, Ющенко, Тимошенко, Мороз, Литвин и т.д. пытаются вести каждый свою игру, (самое смешное то, что к Ющенко это относится в наименьшей степени) в которой просто используют тактические союзы с теми, кто удобен на сегодняшний день для достижения собственных целей.
Пока можно назвать лишь одного победителя – Леонида Даниловича Кучму, который единственный на сегодняшний момент добился того, чего желал все последнее время. Принятие политической реформы стало триумфом именно действующего президента. И это обстоятельство, как ни странно, является прямым следствием "оранжевой революции". Можно ли после этого удивляться пресловутой "бездеятельности украинских властей" во время событий на Майдане?
Сами же эти события явились отражением той "борьбы за Украину", которая велась на уровне геополитическом. Здесь также все было известно заранее – предпочтения России и Запада не скрывались. Однако для очень многих стало абсолютной неожиданностью то, что Россия в принципе способна на равных конкурировать с Западом в попытках внешнеполитического влияния.
Чем бы ни закончились эти выборы, можно смело утверждать, что они стали для российской внешней политики знаковым событием. Впервые со времен распада СССР Россия заявила о том, что она уже не является статистом, беспомощно наблюдающим за тем, как под заявления о "дружбе и добрососедстве" вдоль ее границ создается "буферная зона", отделяющая европейскую "цивилизацию" от российской "азиатчины".
На сегодняшний день можно признать, что эта первая попытка конкурировать с Западом на равных оказалась для России не самой удачной. Причин тому – множество. Это и упущенное время, и несовершенство соответствующих технологий, и существующий коридор финансовых возможностей, и кадровая проблема. Причем последний пункт представляется одним из ключевых. По сути, речь идет о том, что Россия кадрово оказалась не готова к новой форме войны – войны информационной. Не то, чтобы у нас не оказалось соответствующих специалистов. Специалисты есть, но это те, кто с успехом для прежнего российского режима участвовал в "войне гражданской". "Война отечественная" для них оказалась не по зубам. Она требует иной мотивировки, иных технологий, иных жертв. Главное – сделать соответствующие выводы. И поражение тогда вполне возможно обернется победой.
Ну а Запад предстал перед нами во всей своей "красе". Глубинные русофобские комплексы прорвались в угрожающих масштабах. Истерия по поводу попыток Путина "воссоздать империю" расставляет все точки над "і". США и Европа в очередной раз продемонстрировали, что им не нужна сильная Россия, что им не нужна сильная Украина. Для "противодействия" были брошены огромные средства, были задействованы апробированные методики. Они показали, "кто есть кто". И это тоже один из уроков украинского кризиса.
Итак, 26 декабря состоится очередная попытка. Главное то, что интрига остается. Хотя маски сброшены. Готовы ли мы все, украинцы, русские, европейцы и американцы воспринять реальность такой, какая она есть на самом деле?