Масленица – боярыня широкая
Казнить или помиловать?
Сегодня, когда мы возрождаем традиции наших предков, мы радуемся, что сумели сохранить то, чем дорожили наши предки, но порой мы не придаём значение тому - что мы возрождаем и как мы возрождаем? Доверяясь современным исследованиям, читая книги, издаваемые сегодня в таком количестве, что диву даёшься..., без ссылки на источники пишут, пишут, придумывают, а мы не удосуживаемся поразмыслить и проверить точность фактов, а порой и просто по незнанию слепо следуем предложенному варианту праздника (лишь бы самому ничего не изобретать - ведь думать надобно). Грустно бывает, когда приходит время Масленицы... Почему?.. Да потому, что возрождаем мы насилие и нелепость. Поэтому, приглашаю читателя к размышлению о проведении народного праздника Масленице. Масленица - с этим названием у старшего поколения ассоциируется большое праздничное народное гулянье. Это раньше все были участниками большого веселья, а сегодня большинство людей, пришедших на праздник - зрители и, только некоторые становятся участниками Масленичного гулянья. Сегодня устроители народного гулянья прикладывают массу усилий в подготовке, чтобы народ веселился. И когда мы готовимся к этому удивительному народному празднику, обращаемся к книгам, но порой, из-за нехватки времени доверяем только одному источнику. Радуемся, что попался готовый сценарий – придумывать не надо… и не нарадуемся, что возрождаем народные традиции. И многим и в голову не приходить проанализировать, а почему нам предложили возродить только этот вариант народного гулянья?.. Ведь Россия большая и в разных уголках народ придумывал свой вариант проведения праздника. Сегодня мы не задумываемся почему этот вариант такой жестокий – сжигание чучела? Почему нравится наблюдать горение силуэта человека, почему церковь запрещала это делать?… А всё зависело от человеческого фактора - скопление злых людей выплёскивали свой гнев на чучеле, а люди с большой ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ душой никогда не позволяли на их глазах гореть человеческому чучелу. Хотите возразить?... А я готова вести диалог об этом дорогом сердцу празднике. Во многих книгах о народных праздниках рассказывается, о Масленице. Народ в первый день отмечает встречу Честной (Благородной) Масленицы, широкой боярыни. Это в конце недели её будут провожать, а пока необходимо встретить. Вот как красиво её закликали в старину скороговоркой причитывая: Звал-позывал Честной Семик Широкую Масленицу к себе в гости на двор: Душа ль ты моя, Масленица, бумажное твоё тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь! Приезжай ко мне в гости на широкий двор – в горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешитися. Уж ты ль, моя Масленица, красная краса, русая коса… Приезжай ко мне во тесной дом душою потешитися, умом повеселитися, речью насладитися. Вот так начинался праздник во всех уголках необъятной Руси. Множество книг по обрядовой поэзии донесли до наших дней красивые зазывалки- заклички. К сожалению, сегодня так не начинают утро первого дня масленицы. Наверное, поэтому в конце праздника беспощадно гостью-то и сжигают. Во! Катаклизмы сегодняшнего дня!.. Пригласил в гости Благородную Масленицу, пообщались а, расставаясь - поджигай… Судьба подарила мне возможность своими глазами увидеть народные праздники: Рождество Христово и Масленицу. В детстве папа возил меня в какую - то деревню (названия не помню) в этой деревне жили папины родственники. Вот здесь-то и было поистине народное гулянье. Запомнилась Масленица. Почему «Масленица» нам было невдомек - мы просто с удовольствием угощались блинами и ходили в гости. Пожалуй, самые яркие впечатления детства - этот праздник. Мы, как правило, приезжали в деревню либо в разгар, либо к завершению праздника и каждый раз я могла видеть сцену прощания с Масленицей. И каждый раз это было зрелище ДОБРОЕ. Масленицу сначала зазывали, потом вокруг неё веселились, как будто ей демонстрировали своё молодецкое удальство… Потом Масленицу буквально разбирали по соломинке, и спешили в поле, в огород втыкать эти соломинки в землю - дабы урожай был хороший. Это ли не показ благородства к «сударыне, которую пригласили в гости». Да, что-то есть в этом языческого, но не жестокого – ведь ждали урожай хороший от Сударыни Барыни! Упади в бороздочку – Уроди высок ленок! Ты Матрёна не зевай, Да пруточки вырывай Разбросай в саду, на пашне – Урожая дожидай. Ну, а вы- то мужички Точите сошнички: Скоро пашенку пахать! Урожая дожидать. Подхвати и не зевай, В огород свой зарывай Будет прутик масленый Солнце привечать. И вот прошло много времени. Возрождаются уже ни один год народные традиции, и душа радуется, что можно молодёжь познакомить с добрыми традициями своего народа. Россия большая, на протяжении столетий складывался русский быт, традиции, в которых причудливо переплетались и седая языческая древность, и влияние запада, и сильнейшее влияние христианства. Основная часть праздника Масленицы была посвящена не только развлечениям, но и ставилась главная задача – найти возлюбленного и возлюбленную. А игры, какие придумывали – чтобы можно было приглядеть добра молодца и красу девицу. Дать им возможность со стороны полюбоваться девушкам силою богатырской, а парням сноровкой и мастерством своей возлюбленной. Да и каждый день Маленичной недели проводили с определённым смыслом - присмотреться... За любовь сражались, В народе потешались Силою мерялись… Мы катаемся с горы От зори и до зори. А сегодня, в воскресенье, Наше кончилось веселье. Прощай, прощай, Прощай Масленица. И вот долгожданное воскресенье, когда подводили итоги праздничной недели, очищались от скверны прошлогодней, а, следовательно, жгли костры и нечисть, а Масленица либо «уезжала» за деревню, либо её разбрасывали по полю. Вот где пример благородства! Давайте вновь обратимся к литературе, заглянем в древнюю старину, в незапамятные языческие времена, куда относится и возжигание костра. Обратите внимание КОСТРА, а не чучела – образ человеческий. А делалось это так: на каком-либо возвышенном месте в землю втыкали длинный шест, к которому прикрепляли деревянное колесо (колесо круглое – символ солнца); шест и колесо обкладывали соломой (по поверьям – именно в старой соломе прячется нечисть); обкладывали дровами, вышедшими из строя бочками (в пустых бочках укрывалась нечистая сила) и, всё это сооружение поджигали. Собравшиеся плясали и пели вокруг костра, радуясь победе над нечистой силой. Когда костёр догорал, оставшийся пепел собирали и разбрасывали его по полям (сегодня каждый школьник знает, что это удобрение). Вот с таким подтекстом и попала эта традиция – сжигать костры на Масленицу. Считалось, что костры на Масленицу отгоняют нечистую силу и зло и, конечно же - позволяют очиститься. Кроме того, масленичный костёр, то есть тепло костра, которое, по поверью, притягивало солнце, может способствовать хорошему урожаю и изобилию. Это красивая традиция Масленицы, но были и «драматические» моменты. В некоторых уголках Великой России её топили в проруби, привязывая публично камень к её воображаемой шее, и под всевозможные причитания и крики опускали в прорубь. Было и ещё страшнее - в шутку хоронили (возили чучело в гробу по деревне), а пока процессия двигалась по деревни (а в сани - то были впряжены молодые люди), жители села шли за санями и изображали скорбь, причитали. Я не думаю, что кому-то из устроителей захочется возродить в таком виде праздник Масленицы?.. Хочется обратить внимание ещё на одну деталь – если уж кому и захочется что-либо сделать с Масленицей, так пусть же она пользу принесёт. Как? А вот как. Чучело Масленицы сделают из прутиков или соломы, и в воскресенье, прощаясь с Масленицей выдернут прутики из неё для того, чтобы воткнуть их в землю у себя на огороде или в поле, как это делали наши предки - разрывали чучело на части и разбрасывали их по полю, а дальше… люди верили, что после того как частичку Масленицы разбросали по полю, она непременно взойдёт в зерне (как об этом рассказала выше). Можно привести ещё множество примеров, как со временем переплелось всё то, что когда-то имело определённый смысл. Кому-то захотелось увидеть в Масленице зло (вероятно, кто-то из-за несчастной любви), а следовательно, «требовали» наказания – сжигать, топить, хоронить… Но мало кто вдумывается или вспоминает, что в начале недели её – то приглашали войти во двор... Ай да, Масленица во двор въезжает! Широкая, во двор въезжает! А мы девушки, её встречаем. А мы красные её встречаем! Ай, да Масленица, погости недельку, Широкая, погости недельку!… а потом, вдруг, и забыли об этом, что её – то приглашали как желанную. Сегодня уже никто не помнит и не вникает в смысл этой героини, а Масленица у язычников была богиня любви ЛАДА. Каждое новое время вносило что – то своё в образ Лады, придумывали всяческие, нелепые истории, прикрывая незнания этого образа оговорками, что якобы сжигают зло. Да зло сжигали, но не образ человеческий, а следовательно не богиню любви – Ладу. Стоит задуматься, как (?) Богиня Любви, по забывчивости народной и незнанию, становится злом в конце недели!?!.. Россия большая, а народу-то сколько (!) и каждый придумывал своё видение проводов Масленицы. Кто из людей жизнью обижен - сжигали, кто помудрее, в поле, в земельку втыкали прутики от «Богини Любви». Но где же логика у современных трактовок сценариев народных гуляний? Если её, Масленицу, издревле величают: честная, касаточка, веселая, сахарные уста… и за это её сжигают?... А в некоторых трактовках доходят до абсурда – утверждая, что Масленицу сжигают как символ смерти Морену… Это как получилось, что кто-то в первый день зазывает на свой двор или в деревню богиню смети Морену? Не уж то разум человеческий совсем утерян?… Вероятно, составляя сценарий, даже для солидных журналов и, не задумываются, что люди, кто живёт вдалеке, верят безоговорочно написанному. И, увы, верят, что всё написанное - хоть и нелепость, но ведь напечатано в журнале, да притом центральном. Хоть кто-нибудь из тех псевдосценаристов современной Масленицы, кто, смешав множество языческих ритуалов в один этот жуткий ритуал сожжения, смог видеть глаза детей в детском саду или в любом учебном заведении?… А я видела слёзы детей по сожжённой кукле, и девочка кричала – «Зачем её сожгли?» Сегодняшние дети многое понимают и анализируют - это мы их учим думать, мыслить …и им не понять, что за дикость сжигать куклу (чучело). А я всем предлагаю провести над собой эксперимент – возьмите головной платок своей мамы и попробуйте его поджечь?.. Каковы будут ваши ощущения от увиденного?… И не надо прикрываться тем, что где – то напечатано и мы, якобы, возрождаем традиции предков. Возрождаем не традиции предков, а безумие, невежество и незнание к своей истории и традициям (подчёркиваю – к добрым традициям), а книги сегодня пишут все – кому захочется и кто имеет деньги. Давайте обратимся к богатейшей дореволюционной литературе, на которую ссылается автор многих книг по русским народным праздникам Иван Панкеев: «Не все знают, что в качестве праздника Масленица признана и Православной Церковью (в том случае её принимает церковь, когда идёт речь о добрых традициях, а не о сожжении чучела в образе человека – Кузина Т.). Но если в народе Масленицу называют Широкой и Честною, то в церковно-православном обиходе она - Сырная (сыропустная) неделя. Наша Масленица не обходилась без поминовения усопших, тем более что и Церковь наша обыкновенно в субботу Масленою неделю посвящает поминовению усопших праотцов, братьев, и эта суббота в народе известна под именем Родительской или Дедовской». Сама природа к этому времени принимается ликовать, как бы предчувствуя приближение Весны Красной. Появлялось, словно возрождалось к новой жизни, светлое божество весеннего плодородия земли - весёлая красавица ЛАДА. И шла красавица, озаряя Русь своим разгульным весельем. Богатое воображение народа окружало красавицу Ладу многочисленными весёлыми, добрыми и разгульными спутниками. Шли за веками века, оставляя языческие сказания о богах в затуманенной, новою жизни дали. И мало-помалу красавица-богиня, вестница весны и любви Лада превращалась в Масленицу. В этом имени объединились понятия о красавице Ладе, и о её весёлых спутниках. Скоморохи-потешники, игрецы-гусельники, весёлые гулящие люди, с которыми браталась-пировала в старину о Масленице народная Русь, - явление немаловажное в жизни нашего народа. Скоморохи-потешники являются представителями русской народной словесности, народного лицедейства и народной музыки. С ХI века и до второй половины XYII столетия упоминания о весёлых людях не сходят со страниц летописей и других памятников духовной и светской письменности». Получив эту информацию, мне кажется, стоит задуматься, логично ли сжигать красавицу Масленицу или же всё - таки стоит её помиловать. И нет необходимости доказывать обратное, ссылаясь на многочисленную современную литературу - она надумана. А наш праздник, «Проводы зимы», а в простонародии «Широкая Масленица», проходит всегда на славу! И обозы ряженных и красавица-Масленица (не будет гореть - спасибо городским властям, что уже седьмой год возрождаем только добрые традиции славян). И подарит она на счастье весёлый праздник со скоморохами - потешниками, а уж блинов отведает каждый - их будет много! Ведь блин – символ солнца на земле, а люди соскучились по теплу, а что бы почувствовать это тепло на земле – прикоснитесь к «солнышку» - съешьте блинок! Давайте будем бережно относиться к древним традициям каждого народа и учить добрыми традициями наших предков - ДОБРУ(!), а не жестокости. Её в нашей жизни хватает. Если уж приглашаем в гости, то давайте и подчивать достойно! «Не всё коту масленица - будет и Великий Пост».