Масло в огонь
Внешняя политика Вашингтона способствует росту религиозного экстремизма в странах Юго-Восточной Азии
Благодаря усилиям американской пропагандистской машины после терактов 11 сентября 2001 года исламский мир, непонятный западному обывателю, а потому пугающий, все чаще воспринимается в США как основной источник угрозы "свободному миру". Впрочем, и исламский мир в свою очередь платит Соединенным Штатам той же монетой. Как показывают последние действия США, Вашингтон все чаще при реализации своей стратегии национальной безопасности прибегает к грубой военной силе и жесткому экономическому прессингу неугодных режимов, якобы спонсирующих международную террористическую сеть. Бесцеремонное вмешательство США во внутренние дела суверенных государств под прикрытием лозунгов о защите демократических ценностей и борьбы с международным терроризмом вызывает далеко не однозначную реакцию во всем мире, особенно в тех мусульманских странах, которые претендуют на свой, самобытный путь исторического развития. Агрессивный внешнеполитический курс администрации Дж.Буша, навязывание ею другим народам своих "демократических ценностей" не только не способствует укреплению системы международной безопасности, но и дает серьезные пропагандистские козыри в руки исламских фундаменталистов и международных террористов. В последнее время на это все чаще указывают эксперты, изучающие ситуацию в Индонезии и Малайзии. Именно в этих двух крупнейших мусульманских государствах Юго-Восточной Азии развернулась упорная борьба между двумя направлениями в исламе – консервативным и умеренным. Умеренные выступают за плюрализм и религиозную терпимость, поддерживают демократические ценности, протестуют против дискриминации женщин и преследования инакомыслящих. Консерваторы же требуют построения "чистого исламского государства" на основе законов шариата. Надо отметить, что за последние годы количество приверженцев подобных консервативных идей неуклонно растет по всему исламскому миру – от Южных Филиппин до Центральной Азии и Ближнего Востока. Это противостояние, религиозно-идеологическое на первый взгляд, уже оказывает серьезное влияние не только на политическую, но и на экономическую ситуацию в Юго-Восточной Азии. Западные аналитики считают, что если приверженцы консервативных идей придут к власти в Индонезии, то это неизбежно спровоцирует конфликт между религиозными общинами в стране, внесет коррективы в отношения с Западом в сторону ужесточения, сделает ситуацию в экономике крайне неблагоприятной для инвестиций. Но главная угроза заключается в том, что подобное развитие обстановки может привести к росту влияния экстремистских мусульманских организаций подобных "Джамаат Ислами". О том, что угроза исламизации в Индонезии реальна, говорят все – политики, бизнесмены, военные. Виной тому тяжелое положение большинства населения страны. С 1998 года, когда к власти пришло демократическое правительство, рост экономики составил всего около 4 процентов. Этот незначительный успех не смог остановить инфляцию, рост цен, коррупцию и обнищание населения. Кроме того, разрешенные официально демократические свободы помогли исламским радикалам открыто выйти на политическую арену с пропагандой своих консервативных взглядов. Благодаря этому сегодня большинство граждан Индонезии видят религию, исламское государство в качестве главного инструмента для решения своих социальных проблем. Официальные индонезийские лица на страницах газет и журналов, с экранов телевизоров высказывают опасения, что такой подход находит самое широкое распространение и понимание в исламских школах – медресе, где наряду с местной молодежью обучается большое количество студентов из арабских стран – носителей подобных идей. В такой неспокойной обстановке действия Вашингтона в Ираке, на Ближнем Востоке, ужесточение проверок в отношении выходцев из Индонезии, проживающих в Соединенных Штатах, вызвали гнев у политически активной части индонезийского населения. Дело дошло до того, что известный религиозный авторитет в мусульманском мире индонезиец Абдулла Джимнастияр отказался от встречи с президентом США Дж.Бушем во время его короткой остановки на острове Бали в октябре 2003 года. "Америке нечего бояться, кроме последствий своей собственной политики", – широко цитировала региональная пресса слова А.Джимнастияра. Однако, вряд ли они были услышаны в Вашингтоне. Все более заметную роль в пропаганде антиамериканизма играет мусульманская пресса. В ней на постоянной основе появляются статьи, в которых прямо говорится о том, что США – это главный враг ислама, и что Коран благословляет борьбу против христиан и евреев, пытающихся нанести мусульманам вред. Тиражи подобных газет и журналов неуклонно растут. В частности, тираж крайне правого журнала "Сабили" превысил 145 тысяч экземпляров – это абсолютный рекорд для Индонезии. В распространение экстремистских идей вносит свою лепту и Интернет. Так, сайт радикальной исламской группировки "Партия справедливости" провел социологический опрос среди пользователей о правилах поведения верующих в священный месяц Рамадан и широко его разрекламировал в сети. В соответствии с опросом почти 100 процентов респондентов высказалось за закрытие всех развлекательных учреждений и мест отдыха во время поста. По мнению независимых экспертов, такие результаты отражают истинные настроения большинства мусульманского населения Индонезии. Влиятельный журнал "Фар Истерн Экономик Ревью" с тревогой отмечает, что пропаганда религиозных консервативных идей в средствах массовой информации стран Юго-Восточной Азии сопровождается публичной деятельностью политиков и религиозных авторитетов, на словах выступающих против любых форм исламского экстремизма, а на деле только подливающих масло в огонь религиозной нетерпимости. Так, в этом году по решению городских властей Джакарты на время Рамадана были закрыты все рестораны, клубы и бары, торгующие спиртным. Ранее это делалось на добровольной основе по решению собственников этих учреждений. Сегодня же за нарушение муниципального закона владельцы ресторанов и баров подвергаются штрафу в 12 тысяч долларов США. Не отстают от исполнительной ветви власти и индонезийские законодатели. Ими уже принят закон об обязательном преподавании "закона божьего" во всех школах страны. На очереди принятие и других законодательных актов, в том числе изменений и дополнений в уголовный кодекс Индонезии, закон о здравоохранении, разрешающих мусульманам лечиться только у врачей-мусульман. Наибольшие опасения умеренных политиков Индонезии вызывают попытки правых протащить закон о "религиозной терпимости", запрещающий смешанные браки. Несмотря на все протесты со стороны умеренного крыла правящей элиты, основная часть мусульманского населения страны относится к этим инициативам фундаменталистов с пониманием. Большинство обозревателей, внимательно отслеживающих ситуацию в Индонезии и Малайзии, приходят к выводу, что идеи построения "чистого исламского государства" достаточно органично вписываются в уклад жизни мусульманской общины этих стран. Впервые подобные лозунги исламскими партиями были озвучены в середине 1940-х годов, но тогда они не нашли широкой поддержки у населения. Однако времена меняются, и сегодня этот вопрос вновь на повестке дня общественно-политической жизни стран региона. По статистике, 67 процентов мусульман Индонезии в настоящее время выступают за введение законов шариата, а более 50 процентов намерены голосовать за исламские партии на выборах. В такой ситуации дальнейший грубый нажим со стороны Вашингтона на исламский мир может привести только к дальнейшему усилению там религиозной нетерпимости и росту популярности праворадикальных политиков и экстремистских исламских групп.