"Массовая деприватизация"
Фантазии и реалии
"Никакого пересмотра итогов приватизации не будет, но если были нарушения закона и прокуратура реагирует на это, я не могу воспрепятствовать".
Президент РФ В.В. Путин
В последнее время в российском обществе определенными кругами был поднят большой шум вокруг "угрозы массовой деприватизации" и "произвола" федеральных властей в отношении крупного бизнеса. Особую активность в этом проявляют как отдельные российские олигархи, так и те, кто обслуживает их интересы – политики и общественные деятели, политологи, журналисты и прочие. В чем же суть проблемы?
Миллиардеры по "ошибке"
Реформы последнего десятилетия привели к резкой поляризации общества – сверхобогащению одних, бедности и нищете других. И возникшая пропасть, при всем старании нынешней власти ее сократить, не уменьшается. По словам одного из лидеров российских "правых" Бориса Немцова, такой разрыв в жизненном уровне создает в обществе "атмосферу угнетающей несправедливости". Трудно с этим не согласится. Только вот "правые" не говорят о сущностной причине такой "несправедливости". А она, на наш взгляд, заключена в той циничной политике 1990-х годов, которая оправдывала обогащение любым путем. И обогащались...
Еще свежи в народной памяти финансовые пирамиды, искусственные банкротства предприятий, беспроцентные кредиты для "своих" (при галопирующей инфляции), различного рода лотереи, невыплаты месяцами зарплат, пенсий, прокручиваемых в банках нечистоплотными руководителями и т.д. и т.п. Все это происходило при полном равнодушии и попустительстве властей. И конечно, организованный правительством Кириенко дефолт 1998 года – афера века, с помощью которой многие во власти и рядом с ней сказочно обогатились.
Трудно не согласится с лидером "правых" в оценке сложившейся в России в 1990-е годы системы. Это и "второсортный капитализм латиноамериканского типа", и "третьеразрядный капитализм". Откровенная оценка "работы" так называемых "реформаторов", среди которых и сам Борис Ефимович занимал в то время далеко не крайнее место.
Но это только одна сторона сказанной правды. Другая, о которой правые либералы предпочитают не говорить, заключена в том, что капитализм в России имеет криминальное лицо. Каким образом 17 долларовых миллиардеров и сотни финансовых акул "весом" поменьше сколотили в России свои капиталы? Кругом только и слышно, что далеко не законным путем. Правда, для Аркадия Вольского и Дмитрия Аяцкова, например, это всего-навсего "некоторые нарушения" и "неизбежные ошибки". Уж так, мол, получилось, что собственность огромного государства в ходе приватизации разворовали и растащили "ненароком" и "по ошибке". Комментарии, как говорится, излишни.
Ближе всего здесь к истине, как ни странно, подошел Борис Березовский: "Госчиновник спокойно за мизерную взятку переписывал эту "ничью" собственность на частное лицо". Кто эти "частные лица" мы теперь знаем. Это о них либерал-демократ Алексей Митрофанов сказал: "Олигархи в России сделали состояние не на блестящих научно-технических открытиях, уникальных достижениях, а на захвате крупной собственности, созданной трудом и талантом миллионов соотечественников ("НГ", 22 августа 2003 года).
"Страх и произвол..."
Непосредственным поводом к нагнетанию среди "олигархов" страха, что незаконно нажитую собственность могут изъять, послужил арест Платона Лебедева (дело ЮКОСа), далеко не самого богатого гражданина России и не только России (у него при обыске найдено несколько паспортов других стран).
В этом аресте представители определенной группировки российской бизнес-элиты увидели угрозу своим капиталам. Как же, арестован, пусть и по обвинению в хищении огромных средств, один из "своих". Последствия этого вполне законного ареста, по их мнению, породили "страх и произвол, подавляющие деловую и гражданскую инициативу, свободу предпринимательства, которые вновь могут вернуть Россию к опасности оттока капитала и самых инициативных людей, без которых у нашей страны нет будущего" ("НГ", 29.07.2003 года).
Но, как говорится, у страха глаза велики. Ни "произвола", ни "оттока капиталов", ни "бегства деловых людей" что-то не наблюдается. Наоборот, приток частного иностранного капитала в 2003 году достиг 2,6 млрд. долларов и продолжает расти. Подавляющее большинство бизнес-сообщества как в России, так и на Западе понимает, что в стране наводится элементарный правопорядок. Государство планомерно возвращает экономику в правовое поле.
"Защитники"
На защиту Платона Лебедева и тех, к кому у генпрокуратуры есть вопросы, встали лидеры целого ряда партий и общественных организаций, в том числе и с левого фланга российского политического поля (КПРФ, например, включила в свои списки по выборам в Госдуму представителей ЮКОСа).
Но особую активность проявили руководители организаций российских предпринимателей и институтов гражданского общества (А.И. Вольский, С.Р. Борисов, В.А. Фадеев, Л.М. Алексеева, А.А. Аузан, А.К. Симонов). В своем обращении к президенту РФ В.В. Путину они предложили государству заключить со всем бизнес-сообществом "общественный договор", в котором власти предлагается закрепить и защитить итоги приватизации. А в ответ "бизнес-сообщество" возьмет на себя "социальные и этические обязательства", в частности, "по обеспечению прозрачности бизнеса, совместным действиям по вытеснению коррупционных схем, строгой уплате налогов, участии в решении социальных проблем". Господа, подписавшие документ, даже не заметили того факта, что этим актом они бросили вызов государству, обвинив его попутно в произволе, запугивании и нарушении стабильности в обществе.
Во-первых, кто уполномочил этих "общественных" деятелей говорить от имени всего бизнес-сообщества? Это право господин А.Вольский и другие приватизировали так же, как в свое время приобрели госсобственность те, кого они сегодня защищают.
И, во-вторых, своим обращением они поставили на одну доску честных предпринимателей и тех, кто должен сидеть в тюрьме. А это уже безнравственно по отношению к коллегам по бизнесу. Зачем же мазать всех одной краской?
Так и хочется сказать "олигархам", всем тем, кого обуял страх за свои капиталы: господа, кто вам мешает осуществить все то, что от вашего имени предлагается президенту страны в обращении? Никто не мешал раньше, не мешает и сейчас.
Нет, вы хотите разговаривать с государством если не на равных, то на условиях, ставящих это самое государство в уничижительное положение. Вы ему предлагаете "защитить" тех, кто совершил экономические преступления. Вы предлагаете власти строить социальное государство и развивать его отношения с обществом на криминальном фундаменте. И все это под прикрытием демократической конституции, действующего законодательства, которые ничего подобного не предполагают.
Уважающее себя государство, которое стремится, чтобы между ним и народом не было той "пропасти", о которой любят говорить "правые", чтобы его уважали в мире, а не включали в "черные списки" самых коррумпированных стран, никогда не пойдет на сделку с теми, кто преступил закон. Прощение возможно только в одном случае, если капиталы, имеющие криминальный характер, будут возвращены в Россию без всяких на то условий.
Ложь
Сегодня нас пугают "новым 1937 годом", спадом производства, безработицей, социальной нестабильностью, бегством капиталов, ухудшением инвестиционного климата, если не оставим "олигархов" в покое.
Так, по словам президента РСПП А.Вольского, в результате ареста Платона Лебедева ЮКОС на бирже потерял 7 млрд. долларов, а золотовалютные резервы страны уменьшились на 1 млрд. долларов. Но он не одинок. Его поддержала "наука". Доктор исторических наук, профессор Виктор Кременюк пишет, что "весь эпизод с уголовным преследованием Платона Лебедева уже стоил России двух десятков миллиардов ушедших из страны долларов, перспективы коллапса рынка ценных бумаг, недоплаченных налогов" ("НГ", 22 августа 2003 года). После таких "откровений" так и хочется сказать в адрес генпрокуратуры: "не трогайте Лебедевых, в них наше спасение". К слову, господин Ходорковский в последних своих заявлениях ни о каких потерянных миллиардах не говорит. Наоборот, утверждает, что у генпрокуратуры хватило разума не лезть в производственную деятельность компании.
И, конечно же, нас пугают гражданской войной (Б.Березовский, А.Вольский и другие). Так и говорят: "пересмотр итогов приватизации в сегодняшний ситуации приведет страну к гражданской войне" ("НГ", 31 июля 2003 года). В этом утверждении сплошная ложь. Во-первых, никто воевать за миллиарды Ходорковского и других не собирается. Не верите? Проведите опрос общественного мнения. И во-вторых, откуда вы взяли, что в стране идет "массовая деприватизация"? Если говорить об империи Ходорковского, то, по мнению Владимира Путина, "речь идет в вопросе о ЮКОСе о возможной причастности отдельных личностей к делам об убийствах в ходе слияния и расширения этой компании. Как же при этом можно мешать прокуратуре работать?"
И в-третьих, передел собственности (естественная вещь в условиях криминального капитализма) выдается за деприватизацию. "Сейчас в судах лежит 41 тысяча дел о банкротстве, и я с полной ответственностью заявляю, что половина из них – заказные" (А.Вольский). Почему же сей известный деятель искусственные банкротства одних собственников в интересах других выдает за "массовую деприватизацию". Остается только догадываться о том, что он отстаивает интересы определенной группы крупного бизнеса. И видимо далеко не самой сильной...
Даже председатель правления ЮКОСа Михаил Ходорковский, чьи интересы так защищает А.Вольский, признает, что "сегодня вопрос о собственности уже решен, и вопроса о переделе всерьез уже не стоит" (из выступления на радио "Эхо Москвы"). И это правильно. Наступать повторно на исторические грабли 1917 года – философия для дураков. Но это совсем не означает, что, повернув на естественноисторический путь своего развития, Россия должно рядится в криминальные одежды.
Не секрет
Международная практика свидетельствует о том, что в тех странах, где бизнес находится под защитой государства, инвестиции растут.
В Китае, например, с экономическими преступлениями и коррупцией ведется решительная борьба. Взяточников судят, сажают в тюрьму, расстреливают. И ничего. Инвесторы не бегут из Китая. Инвестиции растут и достигли сегодня не один десяток миллиардов долларов. И здесь нет никакого противоречия. Кто же будет вкладывать средства в экономику страны, где основной капитал принадлежит людям с подпорченной репутацией в деловом мире, где коррупция стала нормой жизни чиновников, где криминал проник во власть, где не "работает" общественное мнение, где СМИ обслуживают дельцов от криминального бизнеса?
Все это присутствует в той или иной степени в России и потому отечественный капитал "бежит" из нашей страны, хотя в последнее время наблюдается и обратная тенденция. В этих условиях, чем больше во времени мы будем продвигаться в строительстве социального государства, тем острее и настойчивее будет ставиться вопрос: почему небольшая группа людей владеет тем, что от Бога и должно принадлежать всем (нефть, газ, лес и т.д.). Время – грозный мститель! Как же поступить долларовым миллиардерам, чтобы не наступил для них 1917 год. Совет простой. Социализировать свои капиталы. Не выводить их в оффшоры, не покупать зарубежные футбольные клубы и роскошные яхты (более сильного раздражителя жгучей народной ненависти к вам, господа, не придумать), а направить хотя бы часть прибыли в отечественную экономику, на решение социальных проблем. В первую очередь, на борьбу с детской беспризорностью, наркоманией и СПИДом, на помощь инвалидам, которых до 10 миллионов и т.д. Словом туда, где проблемы перезрели и требуют незамедлительного решения.
А что же Запад?
А он не молчит. Информационная кампания, организованная на Западе в "защиту" ЮКОСа, на самом деле направлена против России. Там понимают, что если Россия не очистится от криминала, то она никогда не поднимется, и ее экономика не будет конкурентоспособной. Наряду с этой задачей решается и другая. На российских миллиардеров легче влиять, если их капиталы сомнительного происхождения. Будут артачиться, говорить о национальных интересах, можно и счета в банках заморозить, завести уголовное дело, а то и упечь в тюрьму. "Опыт" такой у США уже есть. Посадили же бывшего премьера Украины П.Лазаренко. Сигнал другим.
И еще. Для Запада защищать Б.Березовского, П.Лебедева, В.Гусинского и других, значит защищать и свои собственные интересы. Ведь признание того факта, что сотни миллиардов долларов вывезенных из России за последние 10-13 лет – это "грязные" деньги, которые необходимо вернуть, а их хозяев судить, означает ни что иное, как высечь самих себя.
Сразу же возникает вопрос, а куда смотрели местные фемиды раньше? Ответ прост. Запад вполне устраивал посткоммунистический режим в России, ввергнувший страну в правовой беспредел и всеобщую криминализацию. Его вполне устраивает ситуация, когда огромные капиталы из России "работают" на развитие экономики западных стран. И поэтому ни в США, ни в других странах западного мира не хотят менять своего благосклонного отношения к долларовым миллиардерам из России. Защита Березовского в Англии и Гусинского в Испании – наглядное тому подтверждение.
Государству предлагают
Саратовский губернатор Дмитрий Аяцков высказался за принятие для "олигархов" специального закона, по которому крупный бизнес передал бы в бюджет государства до 50% своей прибыли. "Если законы страны позволили им стать сверхбогатыми людьми за короткое время, – сказал он, – то почему им бы не направить свои капиталы для благополучия своей страны?"
Сама идея хорошая, но не реализуемая. Не для этого "обогащались, как могли", чтобы отдавать, пусть и по закону.
Господин Аяцков к тому же лукавит, когда говорит о законном происхождении капиталов у "олигархов". По российским законам "из грязи в князи" не выйти. Сколотить миллиардные состояния можно только криминальным, в обход законов, путем. И хотя, по заявлению А.Вольского, крупный бизнес уже якобы готов поделится с государством своими доходами, в это верится с трудом. Почему? Многие российские миллиардеры по своей природе космополиты. Для них родина там, где хорошо их капиталам. Не зря же многие из них держат основные свои вклады на счетах в западных банках.
"Правые" предлагают свой путь. Во-первых, внести в Гражданский кодекс поправки, устанавливающие срок давности в три года по приватизационным сделкам; во-вторых, внести в Налоговый кодекс поправки, увеличивающие природную ренту, снижающие социальный налог, НДС и налоги на малый бизнес.
Итак, "рента и снижения налогов для малого и среднего бизнеса в обмен на амнистию (в том числе и незаконно нажитых богатств – Н.Б.) и ограничение участия бизнеса в политическом процессе", – предлагает Борис Немцов ("НГ", 30 июля 2003 года).
Лидер "правых" или лицемерит или не понимает простых вещей, что вряд ли. Деньги, тем более большие деньги – это и есть власть – власть не только экономическая, но и политическая. Она может осуществляться непосредственно, когда олигархи были во власти, как при Борисе Ельцине, так и опосредованно – через подкупленных депутатов, министров и иной чиновничий люд. Президент фонда "ИНДЕМ" господин Сатаров как-то даже публично назвал расценки стоимости должностей чиновников федерального уровня. И никто его не опроверг и в суд на него не подал.
Как видим, суть предложений "правых" – поделиться малой частью, чтобы узаконить основной капитал. Для "правых", видимо, уроки истории не впрок. Ведь в 1993 году произошло то, что и в 1917 году, но с точностью до наоборот. Тогда большевики тоже думали, что берут власть вместе с собственностью законных владельцев на века. Что из этого получилось известно. Да и другого произойти не могло. История за игнорирование ее законов, насилие над ними рано или поздно жестоко наказывает.
Сегодня госсобственность, созданная трудом миллионов, перешла в руки "случайных" людей. Беззаконие и вопиющая несправедливость при ее приватизации – это тот социальный фугас, который, если не восстановить, хотя бы частично, исторической справедливости, обязательно "рванет". Все дело во времени, а оно определяется субъективным фактором – деятельностью государства и общества, через которую реализуются объективные законы общественного развития. Чтобы не "рвануло" (придется ведь отбирать собственность у конкретных людей, а не делить "ничейную" за взятки чиновникам) предлагаем следующее ...
Первоочередные шаги госвласти
Первый: природную ренту – не на обогащение "олигархов", а на решение социальных проблем всего общества.
Второй: государству в экономике взять курс на развитие народных предприятий. Свободный труд должен превалировать над наемным, исторически изжившим себя.
Третий: государству не избавляться от собственности, а твердо держать в своих руках контрольный пакет акций в стратегических отраслях экономики (ВПК, атомная, авиакосмическая промышленность, электроэнергетика, железные дороги и т.д.)
Четвертый: законодательно закрепить на ближайшие 10 лет запрет на вывоз "свободных" капиталов за рубеж. Ничего нового здесь нет – в свое время правительство президента США Ф.Рузвельта в разгар "великой депрессии" в 1934 году установило полный государственный контроль над золотом, до этого находившимся в свободном обращении. Тем самым была предотвращена утечка золота за границу и его накопление в частных руках с целью спекуляции.
Пятый: предложить криминальным авторитетам теневой экономики вернуть капиталы в Россию и направить их на развитие экономической и социальной сферы (важнейшее условие амнистии), а в случае отказа ответить адекватно – запретом на занятие бизнесом в России и уголовным преследованием.
Шестой: активизировать деятельность по борьбе с экономическими преступлениями, обратив особое внимание на пресечение организации искусственных банкротств предприятий.
Седьмой: по возможности создать максимально благоприятные условия (желательно лучше, чем на Западе) для частного иностранного капитала в России.
Восьмой: ввести систему эффективных стимулов для тех бизнесменов, кто часть своей прибыли направляет на решение острых социальных проблем страны.
Девятый: организовать на государственных каналах телевидения цикл передач о том, как "наши" миллиардеры сколотили свои капиталы. Не слухи, домыслы и легенды, а правдивая и объективная информация должна определять отношение общества к богатству и его конкретным хозяевам.
Десятый: настоятельно рекомендовать и поощрять наши СМИ (печатные и электронные) писать и говорить об опыте предпринимателей-патриотов, тех, кто свой талант и капиталы направляет на благо нашего Отечества и своего народа.
Осуществление этих 10 шагов, на наш взгляд, позволило бы в ближайшие 10 лет вернуть российский бизнес в правовое поле, восстановить историческую справедливость и уважение к частной собственности и ее владельцам, устранить пропасть между власть имущими и народом, успешно решить основные острые социальные проблемы, в том числе избавить миллионы людей от нищеты и беспросветного существования.