"Матрица": перезагрузки не получилось
Приход очередного голливудского блокбастера на наши экраны сопровождался большим шумом
Вторая "Матрица" была отрекомендована зрителю, уже искушенному успехом первой, как нечто такое… Нечто такое, что может вызвать у зрителя только пересыхание глотки после того, как он раскроет рот на первом кадре и закроет его лишь на 134-й минуте, когда пойдет барабан с титрами и многообещающим намеком на то, что, мол, жди продолжения... Не берусь судить, что там у них в недалеком будущем выйдет с третьей "Матрицей", но со второй ожидаемой перезагрузки попросту не получилось.Когда много шума почему-то всегда хочется заткнуть уши.
"Матрица: перезагрузка" – это продолжение истории первой "Матрицы".
Знакомый нам по первому фильму главный герой, вернее супергерой Нео (его играет Киану Ривз) в компании со своими единомышленниками Тринити (Кэрри-Энн Мосс) и Морфеусом (Лоуренс Фишборн) вступают в единоборство с наступающей на человеческую цивилизацию армией роботов. По мере продвижения в глубь так называемой матрицы – системы мироустройства – они приходят к более глубокому пониманию ее конструкции и к осознанию роли личности (разумеется главного героя Нео) в деле спасения человечества. Таков в общем-то нехитрый сюжет фильма, о котором так много говорили… все кому не лень.
Но от "Матрицы-2" ждали большего: спецэффектов тоже "супер". Спецэффектов, способных затмить собой не только все до сего момента созданное голливудской фабрикой грез, но и саму "Матрицу" в ее предыдущем варианте. Большего, думаю, не ждали. И в этом смысле, быть может, не разочаровались. Кто же хотел умного – получил то, что и всегда. Голливуд есть Голливуд
"Перезагрузка" продолжила историю в стиле "Майн кампф" первого фильма. Красивый молодой человек интернационального типа в стильном прикиде – черный плащ, черные очки – и с непробиваемым выражением лица с ангелоподобной легкостью взмывает над поверхностью грешной земли, преодолевая с помощью новейших компьютерных технологий все законы земного тяготения, и "мочит" всех и вся. Всех чужих, разумеется. А это – всевозможные виртуальные двойники и герои кошмарных снов.
"На нас движется четвертьмиллионая армия роботов – по одному на каждого человека, будь то мужчина, женщина, или ребенок" – таков пафос начала. Непонятным остается, кого собственно имеют в виду: американскую нацию, остатки земной цивилизации, сохранившейся на планете к энному году, – кого? А следовательно, кого они себе противопоставляют, кого мыслят роботами?
Уверенно можно сказать только одно – вряд ли авторы фильма заглядывали так далеко. Сначала надо нагнать страх и надуть щеки: "На бой кровавый!" – как в старой песне поется. "Чтобы быть готовыми к трудному времени, мы должны побороть страх" – а так в новой. Но страх страхом, а надо выяснить, кто же все-таки "сверху": машины у людей под контролем, либо наоборот.
Как? Не надо долго думать, когда все умное уже придумали до нас. Можно просто пойти по следам до боли знакомой всем умненьким мальчикам и девочкам "Алисы в Стране Чудес": "Все на свете имеет смысл как вытекание следствий из причин" (как свежо!) или "Если у нас нет времени, то мы и потерять его не можем" (цитаты из фильма). Так с глубокомысленным и серьезным выражением на лице можно задаться еще одним вопросом – что же такое собственно "контроль": когда ты или когда тебя?
И тут начинается путаница, поскольку невозможно в этом мире отличить человека (гомо сапиенса) от программы: если ты в облике человека, то это вовсе не значит, что ты им являешься. Значит, любой может быть попросту частью системы, включенной в общую Матрицу, а значит ей подконтрольной. Люди в черных очках бьются с точно такими же армиями двойников в черных очках и без всякого выражения на лицах – словно сперматозоиды за теплое место. Кто они – люди или компьютерные программы? Поди разберись…. Даже сам Архитектор (видать, по замыслу авторов, не много не мало а сам Господь Бог) не дает ответа. Ну а с остальных – взятки гладки….
Герои приобретают направленность программ и систем – например, Мировижн (навигатора), то есть поисковой, Оракул – ключика к компьютерной игрушке в жанре "квест". Все бьются, морщат низкие лбы и друг друга подозревают. Проявляется идея всеобщего недоверия и слежки.
Совсем как у Оруэлла в его "1984" – антиутопии, тиражируемой как жанр в большинстве американских фильмов последних лет. Традиция ужасающих антиутопий заложенная Гербертом Уэллсом, подхваченная Оруэллом и Брэдбери как проклятие уже несколько лет висит над Голливудом. Но не стоит искать в этой направленности каких-то идейных либо мистических предпосылок.
Перво-наперво – это гарантирует коммерческий успех: страшное легко можно сдобрить новинками компьютерных технологий – "посолить", "поперчить" – не всегда в гармонии со вкусом – ну да это и не важно. Важно другое – страшное легко продается.
Особенно если оно граничит с предчувствием еще более страшного. Дело еще в том, что страшное заложено в самом характере американской цивилизации. Кино не выдумывает ровным счетом ничего. Оно только отражает настроения общества. И везде одно и то же – подавленный человек, живущий в мире слежки и контроля над его разумом, в мире, которым владеет кто-то другой – суперкомпьютер или абстрактная угроза. Все, в конечном счете, сводится к очень модной идее апофеоза военизированной киберцивилизации, основанной на насилии. Той самой цивилизации, которую последовательно приводит в действие американская политическая элита.
В "Матрице" человек ведет борьбу с нечеловечеством не на жизнь, а на смерть, эта тема всегда привлекает. А кто сказал, выражаясь языком той же "матрицы", что это делает именно человек, а не наоборот.
Америка последние годы провозглашает себя моральным лидером мира. Правда, после войны в Ираке это воспринимается с большим скептицизмом. И почему-то невольно вертится почти, что "гамлетовский" вопрос: "Может ли Америка развязать войну с Россией?"
Сегодня политики и аналитики говорят, что вряд ли кто-то из американских генералов отважится нажать "красную кнопку". Кому, мол, нужна страна с разрушенной инфраструктурой. Однако в истории ничего заранее исключать нельзя. Никто не мог предположить, что когда-то НАТО будут бомбить Югославию.
Соединенные Штаты опубликовали новый черный список стран, входящих в "ось зла". В него вошли Иран, Куба, Ливия, КНДР, Судан и Сирия. Одновременно в Соединенных Штатах официально принято решение начать разработку ядерного мини-оружия, которое будет реально использоваться в будущих войнах. В какой-то мере более страшному, чем все, что было до него. Поскольку его намерены использовать уже не как инструмент устрашения.
Сторонники контроля над вооружениями опасаются, что это новое оружие сотрет грань нераспространения ядерного оружия. Правильно опасаются. В мире, похожем на "Матрицу", есть одна большая беда: в нем слишком мало юмора. Зато слова: "Мы рождены, чтоб сказку (или Кафку) сделать былью", уже давно никем не воспринимаются как "красные".