Мазепа как зеркало украинского неопатриотизма
Под лозунгом восстановления исторической правды кое-кто на Украине продолжает раздувать русофобию
Недавняя майская встреча президентов России и Украины в Сочи получила высокую оценку политических обозревателей, которые подчеркивали ее весьма конструктивный характер и отсутствие принципиальных противоречий между Москвой и Киевом. Однако видно далеко не всем на Украине по душе добрые отношения между двумя нашими народами.Довольно влиятельные силы, имеющие крепкие позиции в украинских СМИ и в среде культурной элиты Украины, в последнее время активизируют попытки раздуть в стране антироссийские настроения, посеять среди украинцев, особенно молодежи, семена неприязни и недоверия к России. В частности, подспудно проводиться масштабная ревизия многовековой истории российско-украинских отношений под лозунгами "развенчания исторических мифов советского периода" и "ниспровержения идолов". Характерным примером подобной деятельности является, в частности, последний "шедевр" украинского кино – "Молитва о гетмане Мазепе". Автор этого творения – известный своими националистическими симпатиями украинский режиссер Юрий Ильенко, а в главной роли снялся ныне бывший министр культуры Украины, в прошлом народный артист СССР, Богдан Ступка.
Фильм приобрел громкую скандальную известность после его показа на Берлинском международном кинофестивале в феврале 2002 года. Это кинополотно в стиле исторического модерна является на сегодняшний день самым дорогим фильмом в истории "незалежной" украинской кинематографии. Деньги – 2,7 миллиона (по другим данным – около 4 миллионов) долларов были выделены решением правительства Украины, премьер-министром которого в тот период был нынешний депутат Рады Виктор Ющенко. Злые языки даже утверждали, что бывший в ту пору министром культуры Б.Ступка, сыгравший в фильме роль мятежного гетмана, пустил на съемки весь годовой бюджет своего ведомства.
О чем же повествует двухчасовая кинолента, всеукраинская премьера которой намечена на сентябрь 2002 года? По мысли авторов, "Молитва о гетмане Мазепе" призвана стать "прорывом в развитии украинской государственности" и "развенчать ложные исторические представления об истории Украины и ее выдающихся личностях". Главный герой – "украинский патриот" гетман Иван Мазепа, бескорыстно борющийся за счастье и независимость своего народа. Ему противостоит черный, как деготь из преисполни, антигерой – русский царь Петр Первый. Самодержец всероссийский в фильме – кровавый тиран, психопат-садист и гомосексуалист, стремящийся поработить Украину и лишить ее всех вольностей. Главная идея фильма – не Мазепа предал Петра, перейдя на сторону шведского короля Карла XII, а наоборот Петр со своими "москалями" предал Мазепу.
Авторы киноленты весьма неординарно подошли к воплощению своего "новаторского" замысла. По словам режиссера Ю.Ильенко, его фильм – это "система шоков", призванная "разбередить украинское болото". Фильм насыщен отвратительными сценами насилия, секса и кровопролития в самых изощренных формах. Достаточно сказать, что "Молитва о гетмане Мазепе" начинается со сцены изнасилования Петром Первым солдата прямо на могиле злосчастного гетмана. В Берлине зрители, видимо не выдержав лицезрения сцен вроде вышеупомянутой и в целом весьма посредственного качества фильма, массами уходили с фестивального просмотра. По свидетельству видевших фильм, он действительно производит впечатление мутного, "сшитого на живую нитку", многие эпизоды сняты откровенно халтурно, даже грим у актеров нанесен некачественно. У главной героини на загорелом теле дамы конца XVII века видны следы бретелек от бикини конца XX века. Но Ю.Ильенко все это абсолютно не смущает. В своем интервью газете "Известия" в мае 2002 г. он заявил: "...думаю найдется 400 тысяч человек, которые примут его (фильм) как я". Отрицательные рецензии на свой фильм в германской прессе Ильенко высокомерно отверг как "имперский черный пиар России".
Кстати, упомянутое интервью изобилует целым рядом "откровений", призванных потрясти читателя глубиной исторических познаний режиссера. Например, Ильенко заявляет, что свои пресловутые ботфорты Петр Первый стал носить после того как узрел их на ногах Мазепы. Видно Франц Лефорт и прочие обитатели московской Немецкой слободы, где любил бывать юный Петр, месили грязь исключительно в туфлях. Еще один перл режиссера – не кто иной как Мазепа сделал Петра царем, пообещав ему во время второго стрелецкого бунта помощь своих казаков. И наконец, оказывается во время неудачного для Петра Прутского похода 1711 года русского царя якобы выкупили из турецкого плена за деньги Мазепы – целых 17 возов золота! Странно это, ведь Мазепа умер еще в 1709 году. Но Ю.Ильенко такие мелочи не смущают.
Более того, режиссер намерен продвигать свой фильм на российский кинорынок и показать его уже на ближайшем "Кинотавре". По убеждению мэтра, его творение "...может пойти в России, когда там перестанут кричать и успокоятся". А ведь в свое время министр культуры России М.Швыдкой намеревался выделить на съемки этого фильма 250 тысяч долларов. Этому помешало лишь поднявшееся в России возмущение среди общественности и деятелей культуры. Мэр Москвы Ю.Лужков даже обещал послать министру томик пушкинской "Полтавы".
Сейчас режиссер ищет спонсоров, чтобы сделать из своего "Мазепы" еще и телевизионную многосерийную версию, в закупке которой могут быть заинтересованы некоторые независимые телеканалы из России. Ю.Ильенко похвалился, что большой интерес к фильму проявила Польша, в т. ч. и ее премьер-министр. Польский "Кредитбанк" пообещал выделить грант в 800 тыс. долларов на досъемку сцен "Мазепы" в Польше.
Увы, откровенно русофобский фильм Ильенко не является единичным актом "творческого самовыражения", а скорее предстает как проявление некой тенденции. Вот в прошлом году на Украине некой компанией "Евроимидж" выпущен компакт диск под названием "Золотая книга украинской элиты" на украинском и английском языках. На диске материалы об Украине и выдающихся личностях прошлого и настоящего. Читаешь некоторые статьи и диву даешься. Например, в статье о Богдане Хмельницком ни слова не сказано о Переяславской раде, а сам он представлен как чуть ли не противник объединения с Россией. Зато среди "борцов за свободу Украины" числятся Петлюра, Коновалец, Бандера и т.д. А ведь диск открывается предисловием самого президента Л.Кучмы, чей отец погиб в боях с фашистами под Курском.
Дело ведь не в том, что публике открывают глаза на "истинный облик" Петра Первого и устраняют "историческую несправедливость" в отношении Ивана Мазепы, которого сам украинский народ всегда считал иудой. В России со времен Ключевского, Пушкина и Льва Толстого подлинные исторические черты российских правителей не являются секретом. Но речь идет об объективных оценках роли той или иной личности в истории, без идеологического и конъюнктурного выпячивания их положительных или отрицательных черт. Вот во Франции, например, никому не приходит в голову обвинять Италию в том, что там гордятся Юлием Цезарем как выдающимся деятелем в итальянской истории. Хотя как известно, тот придерживался нетрадиционной сексуальной ориентации и порабощал Галлию не совсем гуманными методами.
На Украине же просматривается вполне определенный социальный заказ на пересмотр исторического прошлого страны в сторону удаления ее от России и замалчивания всего позитивного и прогрессивного в историческом опыте совместной жизни двух славянских народов. Возможно, все это происходит в рамках курса тех политических кругов Украины, которые не заинтересованы в развитии дружественных отношений с Россией, а видят будущее своей страны исключительно в сближении с ЕС и НАТО. А для этого необходимо создать "образ врага" в лице "имперской" России. Если эта линия возобладает, то вскоре официальная галерея "национальных героев" Украины вслед за Мазепой видимо пополнится и самим Степаном Бандерой и его оуновцами, пролившими реки крови не только "москалей", но и своих же земляков украинцев.
Михаил Чупрына
Ссылки по теме:
Сказка о четверти миллиона
Тем временем...
Любовь на 46 процентов
За последнее десятилетие могила Тараса Шевченко утратила свою совнаркомовскую "нагрузку" как идеологический центр УССР (постановление 1931 года). Украинский фетиш № 1 сегодня сильно лихорадит. Хроническое недофинансирование из государственной казны Шевченковского национального заповедника в Каневе, где в прошлом году побывало паломников – 126 тысяч, в том числе более 13 тысяч иностранных туристов из 35 стран мира, наносит ощутимый удар по культуре Украины. В прошлом году заповедник был профинансирован на 46 процентов. На 2002 год запланировано освоить около 4 млн. гривен. Прошло пять месяцев, на сегодня заповедник получил из этих денег ни копейки.
И как же удивляются иностранные туристы, когда узнают, сколько оригиналов поэта и художника Тараса Шевченко хранится в здешнем музее. – Из более чем двадцати одной тысячи предметов, составляющих наш основной фонд, оригиналов только шесть, – говорит главный хранитель фондов Музея Т.Шевченко в Каневе Анна Манжара. – Это географические произведения Тараса Григорьевича из альбома "Мальовнича Украша". В Украине есть четыре музея, связанные с именем Т.Шевченко: Национальный музей Т.Шевченко в Киеве, Шевченковский национальный заповедник в Каневе, Музей Кобзаря в Черкассах, заповедник "Батьювщина Т.Шевченка" в селе Шевченковом Звинигородского района. В двух последних – ни одного оригинала, зато почти все – в Киеве.
Регулярно мчатся по трассе вдоль Днепра из Киева в Канев черные лимузины. Сюда едут политики, дипломаты, общественные деятели, художники. Тут звучат пламенные речи, рисуются перспективы, даются обещания. У Тараса просят благословения будущие президенты, под его "молчаливым патронатом" создаются "каневские четверки", от его имени вручаются литературные премии, на его "Кобзаре", как на Библии, присягают на верность Отчизне.
Почему россияне не пожалели средств на масштабное обновление Государственного музея А.С.Пушкина в канун 200-летия? Почему создан и расстраивается в центре Москвы музей живого(!) художника Александра Шилова, финансируется по полной программе Российский музей изобразительного искусства? По моему мнению, знаменитое российское "имперское мышление" тут играет положительную роль.
Евгений Бруслиновский