Мечты о березах
Русские люди в стране кедров мечтают о березах
Радостная весть пришла на Пасху в уютный каменный дом в курортном местечке Маамальтейн под Бейрутом. Его хозяйка – Ирина Алексеевна Джабр – удостоена Патриархом Алексием II высокой награды – ордена святой равноапостольной княгини Ольги. Высший знак отличия для женщин в Русской православной церкви будет вручен ей на днях архимандритом Александром, представителем Московской патриархии при Антиохийской церкви.77-летняя староста русской общины Ливана не скрывает слез радости. За плечами 32 года непрерывного служения в приходе. "Вы знаете, мы пережили здесь ужасные времена, гражданскую войну. Людей убивали просто так и за деньги. Казнили и мучили. Сколько невинных и несчастных жертв", – вспоминает Ирина Алексеевна. За прошедшие годы она мало изменилась: все те же огромные живые глаза и чуткое сердце, готовое всегда откликнуться на чужую боль. А сколько пролито слез, известно одному Богу.
Многое говорит о человеке его отношение к книгам. Второй этаж дома в Маамальтейне превращен в библиотеку. Сюда перекочевала часть книг знаменитого Русского технического общества (РТО), которое было создано в 30-х годах нашими соотечественниками, оказавшимися после революции в Ливане. Другую часть библиотеки Ирина Алексеевна подарила Российскому центру науки и культуры на улице Верден. "На этих книгах мы выросли", – говорит она и добавляет тихо: вдали от родины.
О незавидной судьбе эмигрантов Ирина Лэр (фамилия отца) рассказала на страницах своей книги "С берегов Невы – на Айн-эль-Мрайсе: хроника одной эмиграции", вышедшей в свет в прошлом году. Примечательно, что за этот труд староста русской общины была удостоена медали "В память 300-летия Санкт-Петербурга". Вместе с ней эту почетную награду получат на торжественном приеме в посольстве России в Бейруте чета Серовых (Григорий Александрович – родственник знаменитого художника), а также группа видных ливанских государственных и общественных деятелей, внесших вклад в укрепление культурных связей с нашей страной.
Ирина Алексеевна считается преемницей Татьяны Алексеевны Савельевой. Благодаря усилиям этой неутомимой женщины в мае 1946 года в Ливане открылся приход Русской Православной Церкви. Савельева вместе с мужем Василием Михайловичем Филипченко помогли вернуть России участок земли в нижней части улицы Мар-Ильяс, где когда-то располагалась Русская духовная миссия, а теперь находится Российское посольство. Их сын – Михаил Васильевич (а по-простому "дядя Миша"), вернувшись из Канады, стал казначеем прихода. Как и отец, он немало сделал для Ливана.
Бюро топографических исследований и работ (BET) отметит в следующем году свое 60-летие. За этот срок отцом и сыном Филипченко составлены карты для многих стран Ближнего Востока и Африки, которые позволили построить важные хозяйственные объекты. Проведены сквозь сложные рельефы трассы трубопроводов и шоссейных дорог, воздвигнуты плотины и водохранилища, обустроены портовые гавани. Шоссе на Дамаск через горный перевал Дахр-эль-Бейдар, туннель Шакка по дороге в Триполи, трубопровод в Аккар, гидроузел на Литани, озеро Караун – эти и другие объекты появились на карте Ливана с чертежей наших соотечественников.
"Давно-давно один француз мне предложил выгодную карьеру. Дело оставалось за малым. Нужно было стать всего-навсего Мишелем Филиппом, ну и забыть про православие. Я не сделал этого, и думаю, поступил правильно, – говорит Михаил Васильевич. – Конечно, европеец в моем возрасте давно бы оброс жирком и мирно почивал на лаврах, но мы русские из какого-то другого теста, все нам неймется". Высокий профессионал, пожилой русский топограф – свой человек в правительственных и деловых кругах Ливана. Иногда, кажется, что его знает весь Ливан, а может быть, и остальной арабский мир. Сейчас этот всегда добрый и приветливый человек занимается расширением одного из портов на красноморском побережье Саудовской Аравии.
Русские следы попадаются в Ливане повсюду. "Второй волной" стало пришествие в страну кедров совгражданок, вышедших замуж за выпускников отечественных вузов. Русская община тепло приняла этих женщин, впервые оказавшихся на чужбине. "Нельзя сказать, что два поколения слились в одно, но среди них нашлось достаточно интересных и энергичных людей, нашедших применение своим силам", – отмечает староста общины.
На пути к заснеженной вершине Фарайя есть городок Мейруба. Владелец ботанического магазина там Ильяс аль-Халиль, получивший образование в России. Бизнес есть бизнес, и Ильяс придумал продавать в этом году саженцы березы. Сегодня его имя знает весь Ливан. Кто же не мечтает завести в саду есенинскую березку?