Меняющаяся Россия
Программа содействия добровольным переселенцам должна быть подвергнута полной ревизии
Прошло то время, когда люди, оказавшиеся вне нашего Отечества, причём зачастую не по своей вине и воле, попросту вычёркивались из его жизни. В очередной программной статье – «Россия и меняющейся мир» - Владимир Путин вновь подтвердил, что наши зарубежные соотечественники - исключительная ценность России, а защита их интересов и прав – безусловный императив внешней политики страны.
Приоритетным является сохранение и расширение русскоязычного пространства. «Мы должны в несколько раз усилить образовательное и культурное присутствие в мире — и на порядок увеличить его в странах, где часть населения говорит на русском или понимает русский» - пишет Путин.
Но прежде, чем увеличить, надо обеспечить сохранность того, что есть. В первую очередь, в странах СНГ. России надо настаивать на том, чтобы их власти не шли на демонтаж сложившейся там системы образования на русском языке. Необходимо корректно, но настойчиво убеждать руководство этих стран содействовать развитию русского языка как нашего общего наследия и как естественной базы для сотрудничества и добрососедских отношений между нашими народами.
Одновременно России надо жестко требовать от Евросоюза соблюдения прав нацменьшинств. Не гражданство каждого шестого жителя Латвии и каждого тринадцатого жителя Эстонии – это не только их позор. Это, в первую очередь, вина Единой Европы, принявшей эти страны в свою семью и, значит, ответственной за несоблюдение ими принятых в Евросоюзе норм.
Путин говорит о значении русскоязычного пространства для продвижения экономических интересов России. Думаю, в той же степени можно и нужно говорить о роли нашего экономического сообщества в сохранении этого пространства.
Российским предпринимателям надо рассматривать ближнее зарубежье не только как перевалочные территории для экспансии своего бизнеса на мировые рынки или как место выгодной скупки недвижимости, но и как поле своей патриотической миссии, участвуя в решении проблем живущих там соотечественников. Например, в приоритетном порядке предоставляя им рабочие места на своих производствах за рубежом. Или – софинансируя (с соответствующими налоговыми вычетами) программы российского правительства по поддержке русских школ, библиотек, изданий, творческих организаций.
Многие зарубежные соотечественники критикуют Россию за излишнее администрирование и бюрократизм. Думаю, нелепо отрицать, что административный ресурс способствовал преодолению нашей отчужденности и разобщенности. Созданные структуры и каналы взаимодействия сыграли и продолжат, я уверен, играть в этом позитивную роль.
Но надо и признать: в этих структурах мало прозрачности, а трата ими казенных денег не всегда адекватна результатам. Жизнь человека складывается не из официальных мероприятий, а из повседневных мелочей. Скажем, провести народный праздник, чтобы и Родину вспомнить и чтобы дети запомнили. Денег надо немного, зато какая общая радость и сладкий вкус своего, родного. Но чиновники на такие мелочи не размениваются, у них конгрессы, конференции.
Я не принижаю значения организационной работы, которая для государства – безусловный приоритет, но стратегию реализуют тактикой, где важны именно детали. Кроме того, при нынешнем уровне коррупции российского чиновничества, трудно представить совсем уж белыми и пушистыми его внешние аванпосты. Так что, необходимо обязательное введение общественного контроля над деятельностью официальных структур и финансированием государством конкретных нужд соотечественников.
Безответственность бюрократии уже вышла России боком. Я имею в виду программу содействия добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом. Из-за бюрократической косности семьи переселенцев, вместо того, чтобы свободно вздохнуть на родной земле и зажить нормальной жизнью, попадают в нескончаемую круговерть мытарств. Чиновники на местах зачастую держат их за граждан второго сорта, рассматривают как дармовую рабочую силу. Складывается абсолютно недопустимая ситуация: страна, объективно нуждающаяся в притоке мигрантов, по сути, отталкивает самых ценных и желанных из них – зарубежных соотечественников.
Программа содействия добровольным переселенцам должна быть подвергнута полной ревизии и заново перезапущена после широкого обсуждения самими соотечественниками ее положений и механизма реализации.
Есть еще одна проблема, чье решение, как мне представляется, поможет России избегать ошибок в политике по отношению к зарубежным соотечественникам и сделает их равноправными субъектами этой политики. Речь об учреждении представительства зарубежной диаспоры в высшем законодательном органе Российской Федерации.
Эта инициатива родилась в ходе минувшей избирательной кампании в Госдуму и была практически единодушно поддержана зарубежными соотечественниками. Тем самым они, по сути, впервые потребовали реального участия в общественно-политической жизни Родины.
Такая политическая активность – несомненное следствие меняющегося положения России в мире.
Именно зарубежные соотечественники испытали после крушения Советского Союза всю тягость судьбы разделенного народа. После морока 1990-х самая большая часть когда-то общей семьи - Россия – встала с колен и начала бороться за выживание своей цивилизации.
Теперь у нашей страны становится все больше сил, чтобы собрать вместе своих соотечественников и защитить каждого из них, где бы он ни жил.