Мифы и факты
Или кому не выгодно Союзное государство
Вокруг формируемого Союзного государства России и Белоруссии нагромождено немало мифов, которые способны подвергнуть сомнению целесообразность объединения двух братских народов.Правые силы в России не скрывают своего негативного отношения к объединению, убеждая, что альянс повесит на нас непомерную ношу экономически слабенькой страны. Тем более, что они измеряют эффективность экономики не результатами реального производства и социальным уровнем жизни населения, а темпами реформ, независимо от того, что они несут.
Так какой стороне выгодно объединение России и Белоруссии?
Бесспорны выгоды Белоруссии в двух областях: получение энергоносителей по внутрироссийским ценам, которые ниже мировых, и расчеты по российским тарифам за транспортировку своих грузов по железным дорогам Российской Федерации.
А теперь посмотрим на другую сторону – на выгоды России.
В нашей дружеской стране для российских заводов, фабрик и фирм действуют идентичные условия, что и для белорусских. А поскольку российских предприятий больше, то значительнее и выгода. Прокачка российского природного газа через Белоруссию в Европу обходится в 4 раза дешевле, чем через Украину, и в 8 раз дешевле, чем через Польшу. Подсчитали и оказалось, что Россия выигрывает на этом до одного миллиарда долларов! Заметим, что старый долг Белоруссии перед Россией составляет около 200 млн. долларов.
К этому надо добавить, что российскую военную инфраструктуру на западных рубежах поддерживает белорусская сторона. Именно с белорусских радиорелейных станций наши специалисты могут проследить все вылеты и посадки самолетов, совершаемые в Европе. Ныне это не праздное любопытство. Достаточно напомнить о подозрительных разведывательных полетах вдоль российской границы на Кавказе американских U-2. Чтобы России самостоятельно вновь создать подобную инфраструктуру, по мнению некоторых экспертов, потребовалось бы до 35 млрд. долларов. Кто на этом экономит?
И кому выгодно возводить препоны на пути интеграции двух братских народов? Выдвигается требование выровнять наши экономики по формам собственности, чтобы они лучше "стыковались". Что за этим стоит? В России сейчас 83 процента субъектов хозяйствования находится в частной собственности и только 17 процентов – в государственной. Надо заметить, ни в одной европейской стране столь малого удельного уровня государства в экономике нет и ни в коем случае не допускается, поскольку это очень опасно для экономической безопасности.
В Белоруссии преобладает государственная собственность. И вот наши капиталисты предлагают руководству этой страны все распродать. Интерес понятен: им хотелось бы прибрать к своим рукам лакомые отраслевые куски. Их совсем не волнует тот факт, что в Белоруссии сохранен и исправно функционирует целостный народнохозяйственный комплекс. Такое "выравнивание" неизбежно повлекло бы за собой громадный спад производства в ущерб как отечественной экономике, так и российским предприятиям, сотрудничающим с белорусскими государственными предприятиями.
Вот лишь один пример. Тракторная промышленность СССР выпускала в день почти тысячу тракторов. Сейчас в месяц семь тракторных заводов бывшего СССР выпускают из ворот 500-600 машин. Из них выделяется Минский тракторный завод, выпускающий 50 модификаций машин, которые расходятся почти в 70 стран мира. Не повторит ли история Минского завода судьбу Липецкого, Владимирского, Волгоградского, Алтайского и других заводов, если они подпадут под приватизацию по российскому образцу? Не будет ли угроблена в этом случае вся белорусская тракторная промышленность?
Белоруссия – единственная из всех стран СНГ восстановила почти все социально-экономические показатели уровня 1990 года, когда еще мы были все вместе. Россия едва подтянулась к тем показателям на 55 процентов.
Белоруссия обеспечила свою продовольственную безопасность, производя 90 процентов своих потребностей собственными силами. А прибыли в отрасли хватает и на то, чтобы закупать не произрастающие в стране цитрусовые и прочие фрукты.
Две наши страны сохраняют многие хозяйственные связи, оставшиеся со времен СССР, особенно на уровне российских регионов. Сейчас с Белоруссией сотрудничают все российские регионы – от Смоленщины и Брянщины до Урала. Эти связи могли бы действовать до Владивостока, если бы не убийственные транспортные тарифы, делающие крайне убыточным ввоз чего-либо из европейской части России в Сибирь и на Дальний Восток. Отменен существовавший многие десятилетия так называемый "Челябинский порог", дальше которого на восток тарифы не росли. Это не позволяло расползаться единому хозяйственному комплексу России. А сейчас ни российские, ни белорусские товары невыгодно возить на Восток.
Дело дошло до того, что решением российского правительства практически восстановлена западная граница между Россией и Белоруссией. Это мотивируется тем, что, якобы, российский бюджет недополучает доходы от перевозок товаров через Белоруссию. Такие объяснения абсолютно не состоятельны. Россия экспортирует в Белоруссию впятеро больше товаров, нежели Белоруссия в Россию.
Находясь в экономической изоляции, Белоруссия успешно рассчитывается по прошлым долгам перед Западом. Что касается пенсионного и прочего социального обеспечения в стране, то в среднем оно не хуже российского. Поэтому население Белоруссии не в шутку обеспокоено тем, что объединение наших братских народов искусственно тормозится, что его противники лицемерно ратуют за такое "объединение", ценой которого стало бы ухудшение жизни белорусов.