Миграционная ситуация в России
Демографический и геронтологический аспекты
Миграционные проблемы характерны практически для всех государств современного мира. В последнее десятилетие с аналогичными проблемами столкнулась и Россия. Развал СССР, разрушение сложившейся в течение 70 лет государственной политической и социально-экономической системы, централизованного механизма регулирования демографических процессов привели к массовому перемещению населения.Изменения политической и социально-экономической систем на пространстве, которое ныне принято называть постсоветским, более всего сказалось на рынке труда, жизненных условиях, индивидуально-личностном статусе и семейных связях. Но более всего изменилась миграция, которая раньше называлась межреспубликанской. В целом за 1992-2000 годы миграционный прирост России в результате обмена населением с бывшими союзными республиками составил 4,2 млн. человек, и это больше, чем за 70-е и 80-е годы, вместе взятые. Однако складывался этот прирост следующим образом: с 70-х годов до 1989 года из России в бывшие союзные республики выбывало ежегодно 700-800 тысяч человек; в 2000 году – 83,5 тысяч человек. Миграционные же тенденции в Россию менялись так: до 1991 года ежегодно в Россию прибывало 700-900 тысяч человек, в 1994 году пик – 1,146 тысяч человек, в 2000 году – 350 тысяч человек.
Миграция населения (прежде всего трудовая) – нормальное и даже позитивное явление, способствующее более равномерному распределению трудовых ресурсов, к тому же миграция позволяет восполнить естественную убыль числа трудоспособных лиц в результате объективно происходящего процесса старения. Миграция играет важную роль в пополнении не только общего демографического, но и трудового потенциала страны. Последнее значительное расширение трудового потенциала России за счет собственных источников наблюдалось в 70-е годы.
Начиная с 80-х годов, соотношение вступающих в трудоспособный возраст и выходящих из него поколений изменилось. Это также позволяет решать проблемы заполнения вакансий по специальностям, не востребованным на внутреннем рынке труда: ежегодно регистрируемые объемы привлечения иностранной рабочей силы составляют около 250 тысяч человек (наиболее активно рабочая сила привлекается в Москву, Западную Сибирь – Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий АО, на Дальний Восток – Хабаровский и Приморский края, Амурская область).
Нельзя не отметить и негативные аспекты: острая проблема – вынужденная миграция. В конце 2000 года в стране насчитывались 890 тысяч вынужденных переселенцев. Крупнейшим очагом вынужденной миграции на территории Российской Федерации остается Чечня. Наиболее интенсивный приток, вызванный вынужденной миграцией, испытывают на себе регионы центра и юга России, а также территории на границе с Казахстаном.
В силу ряда причин бывшая межреспубликанская миграция (обмен населением между республиками, входившими в состав СССР) во многом стала носить характер вынужденной. Небывалый размах приобрела нелегальная миграция. В результате миграционная ситуация в стране стала одним из существенных факторов роста социально-экономической и политической напряженности в России, влияющей на состояние ее национальной безопасности. Причин тому много: это и дестабилизация экономического положения, вызвавшая резкий всплеск трудовой миграции, и упрощение порядка получения загранпаспортов и пересечения границы, и попытки создать в ряде бывших республик СССР моноэтнические государства, политические и религиозные конфликты в странах СНГ и т.д.
Нелегальная миграция является особой проблемой, масштабной и не имеющей тенденции к снижению. Источниками ее являются страны с нестабильной общественно-политической обстановкой. По экспертным оценкам, в России практически нелегально находится свыше 1,5 миллиона иностранцев. Составной частью нелегальной миграции является миграция транзитная. Выходцы из стран Азии и Африки, стремящиеся нелегально проникнуть в развитые страны Запада, используют территорию России в качестве канала проникновения, и согласно международной практике нелегалы депортируются в страны их последнего пребывания, т.е. опять в Россию.
Большой размах приняла иммиграция граждан Китая в регионы Дальнего Востока (уже сейчас китайцы составляют около половины населения некоторых районов Амурской области, Хабаровского и Приморского краев), а в самом ближайшем будущем будут составлять ведущий компонент дальневосточного рынка труда. В Краснодарском крае – иммиграция армян, курдов, турок-месхетинцев. Серьезную озабоченность вызывает тот факт, что экспансии мигрантов способствует низкая рождаемость русского населения и высокая рождаемость у мигрантов.
Большую опасность для национальных интересов России представляет также эмиграция населения. Ее значимость состоит не в количестве выбывающего в страны зарубежья граждан России, а в качественном составе эмигрантов: страну покидают научно-технические и творческие кадры, на подготовку которых затрачены огромные средства. Ныне Россия подготавливает квалифицированные кадры для таких богатых стран, как США, Германия, Израиль. С 1990 года численность выбывающих за рубеж на постоянное место жительства превышает в среднем 100 тысяч в год.
С начала 90-х годов Россия вступила в полосу депопуляции, и миграция стала единственным фактором, сдерживающим резкое сокращение численности населения России (без нее с 1992 по 2000 год численность сократилась бы до 142,8 миллионов человек, на деле же к 2000 году численность населения составила 145,9 миллионов человек). Максимального значения миграция в Россию достигла в 1994 году (810 тысяч человек), что дало возможность почти полностью перекрыть (на 91 процент) естественную убыль населения. Затем наблюдалась тенденция "затухающей" волны и к 1999 году степень компенсации миграцией естественной убыли населения опустилась до 17 процентов. Согласно прогнозам, после 2005 года в стране ожидается естественная убыль трудоспособного населения, которая, по подсчетам Госкомстата РФ, составит в последующие 10 лет 14 процентов. В 2015 году на смену пенсионерам придет почти на четверть меньшее поколение.
С начала 90-х годов возросло значение потоков вынужденной миграции, в которой участвуют все поколения, в том числе и старшие. Повысился удельный вес мигрантов старших возрастных групп. Вообще, люди старше 60 лет – самая быстро растущая группа населения России. По сравнению с 1959 годом ее численность на начало 90-х годов удвоилась, а доля повысилась до 18,5 процента и продолжает расти. Ожидается, что к 2015 году она достигнет 20 процентов. К этому времени каждый третий из числа пожилых людей будет относиться к группе самых старых (75 лет и старше).
Важное экономическое значение имеет показатель нагрузки населения работающих возрастов детьми и пожилыми, то есть неработающей частью населения. В настоящее время показатель нагрузки находится в фазе спада и ожидается, что к 2005 году он достигнет минимального за последние 40 лет значения – 51 процент. Демографическая нагрузка пожилыми людьми будет расти и составит 32,4 процента к 2015 году (т.е. среди неработающих будут преобладать лица старше 60 лет).
Многие из лиц пожилого возраста сменили место проживания по обстоятельствам семейного или личного характера. Второй по значимости причиной было возвращение к прежнему месту жительства. Третьей – обострение межнациональных отношений. Следует иметь в виду и такие причины, как криминализация обстановки, экологическое неблагополучие, несоответствие природно-климатических условий – причины скорее вынужденной, чем добровольной миграции, которые вовлекают в движение чаще целые семьи, а не одиночек. При выборе места жительства мигранты отдают предпочтение густонаселенным частям России, что в условиях кризисного состояния экономики вызывает напряжение на рынке труда, усиливает нагрузку на социальную инфраструктуру.
Специальных исследований в связи с отсутствием финансирования таких программ не проводилось, и современные статистические данные не позволяют понять всю сложность социально-экономического положения пожилых мигрантов, тем более, что остается неучтенной незаконная миграция: далеко не все мигранты старших возрастов поставлены на учет. Однако можно обозначить следующие последствия территориальных перемещений людей старших возрастов: существенное снижение числа трудоспособного населения; значительная концентрация пожилых людей в центральных районах России и старение их населения. Как следствие – "давление" на региональные пенсионные фонды, возрастающая потребность в социальных и медицинских услугах.
Из сказанного можно сделать вывод, что естественным источником роста населения и трудовых ресурсов страны в течение последних десятилетий становится иммиграция. Концепция демографического развития страны на период до 2015 года выделяет следующие основные задачи в области миграции и расселения: регулирование миграционных потоков в целях создания действенных механизмов замещения естественной убыли населения; повышение эффективности использования миграционных потоков путем достижения соответствия их объемов, направлений и состава интересам социально-экономического развития РФ; обеспечение интеграции мигрантов в российское общество и формирование толерантного отношения к ним.
За 1991-1999 годы территории Крайнего Севера и местности, приравненные к ним, перераспределили в другие регионы в общей сложности более 1,1 миллиона человек (в 1,2 раза больше того, что они приобрели за все 80-е годы). Наиболее интенсивно выезжает население из районов Европейского Севера и Северо-Востока. За этот период Мурманская область потеряла 40 процентов того миграционного прироста, который она приобрела за 1951-1990 годы. В Республике Коми эти потери составили 45 процентов, в Камчатской области – 55 процентов, Республике Саха (Якутия) – 73 процента. Особо весомые потери понесли Магаданская область и Чукотский автономный округ – 101 процент. В итоге начался процесс быстрого сокращения численности населения практически во всех северных территориях.
Миграционная ситуация в старообжитых регионах России характеризуется самым результативным за последнее десятилетие обменом населения с другими территориями страны. Однако положительный миграционный прирост складывается, в первую очередь, за счет прибытия населения из-за пределов страны, и, во вторую, за счет российских мигрантов из других районов.
Заслуживает внимания и миграция городского населения. Если исключить аномальные 1992-1993 годы, когда действие "шоковой терапии" и последствия развала СССР активизировали возвратные миграции не прижившихся в городах новоселов, то на протяжении всего остального периода российские города даже в сложных кризисных условиях сохранили свою привлекательность для всех категорий мигрантов. И если в конце 80-х годов города, особенно крупные, аккумулировали население в основном из ближайших поселений, то в 90-е годы в них переселялись главным образом мигранты из государств Балтии и СНГ. К началу 2000 года на территории России население продолжало расти в Белгородской области, республиках Калмыкия, Башкортостан, Ингушетия, Алтай и Тыва. К 1999 году аналогичный процесс обозначился в Калининградской, Ленинградской, Липецкой, Новосибирской, Челябинской, Томской и Тюменской областях, Ставропольском крае, республиках Татарстан и Удмуртия.
Среди миграционных процессов нельзя не отметить проблемы внутрироссийской миграции в сельской местности, ведь на фоне многолетней социально-бытовой запущенности российского села и "шоковой терапии" миграция стала для многих сельских жителей единственным способом выживания, и городские поселения стали сферой интересов сельских жителей. Парадоксальность современной миграционной ситуации в сельской местности состоит в том, что российские села активно аккумулируют внешних мигрантов из стран нового зарубежья, а также мигрантов из других регионов страны и одновременно теряют население в обмене с городскими поселениями своих регионов и с государствами старого зарубежья.
Наиболее быстрыми темпами этот процесс идет у дальних мигрантов – приезжающих в российские села из государств СНГ и Балтии, а также из других регионов России. В последние годы также резко уменьшились потери сельского населения от ближних миграций – тех, кто выбывает в близлежащие города. Все это свидетельствует не столько об уменьшении привлекательности российских сел для дальних мигрантов, сколько о резком сокращении миграционного потенциала государств нового зарубежья и многих регионов России, включая ее сельскую местность.
Даже столь беглый анализ миграционной ситуации в стране позволяет сделать следующие выводы:
– продолжается процесс социально-демографического старения российского общества, возрастания в нем численности и доли граждан старшего поколения;
– в последние годы наблюдается спад миграционной активности населения, желающего переселиться в Россию;
– общий миграционный прирост в России и обмен населением с бывшими союзными республиками в 90-е годы был самым большим за последние 30 лет;
– миграционный приток позволил частично компенсировать естественную убыль населения ряда российских регионов;
– существующая статистическая отчетность не позволяет глубоко проанализировать реальное социально-экономическое положение мигрантов пожилого возраста, поскольку специальных исследований в связи с отсутствием финансирования таких программ не проводилось, и значительная часть мигрантов пожилого возраста не была зарегистрирована.