Мина в фундаменте
Придет время, и она может сработать
Участниками новой драмы также являются два близкородственных народа, линия раздела между которыми проходит на полуострове по фактору государственности (русские и украинцы), тогда как в случае Боснии – по религиозному признаку. Третья сторона – агрессивно настроенное мусульманское меньшинство с весьма амбициозными целями.Еще одна общая черта – сильное влияние сопредельных держав и их международных объединений, добивающихся удовлетворения своих интересов. Одним из них является дальнейшая дезинтеграция некогда единого государственного пространства с целью появления на его месте конгломерата мелких и слабых, полностью контролируемых псевдогосударственных образований. Их можно использовать в качестве военных плацдармов, контролировать находящиеся там природные ресурсы, прилегающие водные пространства. Кроме того, у некоторых участников раздела, как, например, у Турции, в отношении Крыма имеются еще и давние исторические амбиции. Полуостров нельзя рассматривать как поле битвы России и Украины: как и в истории с Боснией, здесь задействованы совсем иные, значительно более мощные геополитические силы.
США, НАТО, Турция, если рассматривать ее в качестве условно-самостоятельного игрока, заинтересованы в вычленении и поддержании Крыма в качестве отдельной территории, возможно, квазигосударственного образования, и не допустят усиления там роли Украины и, тем более, России. Как и в многострадальной Боснии, первую скрипку на этой древнейшей христианской земле начинают играть мусульмане.
Развитие событий по такому сценарию станет для России очередным серьезным геополитическим поражением. В первую очередь, это означает фактическое уничтожение всего российского флота в южных морях (не только конкретно Черноморского, но и вообще всего), особенно с учетом появления в Азербайджане и Грузии американских и натовских военных баз, что является лишь вопросом времени. Такой расклад сделает бессмысленным содержание флота и на российском Черноморском побережье Кавказа, поскольку он в любом случае может быть легко блокирован.
Скорость политических процессов в последние годы только увеличивается. И если вектор развития крымскотатарского движения вполне очевиден, то у русского населения Крыма и у украинского государства он практически отсутствует.
Прогноз событий на ближайшую перспективу трудно назвать оптимистическим. Очевидно, что в исторически короткий промежуток времени на полуострове разгорится "драка", основными зачинщиками которой станут крымские татары. Украина не станет ввязываться туда в силу своей слабости, а Россия, скованная добровольно принятыми на себя международными обязательствами, просто не посмеет это сделать. Конечно, "драка" в Крыму вряд ли выльется в полноценную войну с применением бронетанковых войск и масштабными сражениями, как это произошло в Боснии: этого не поддержат другие государства и не позволит мировое сообщество. Кроме того, население Сербской Краины было значительно более национально ориентировано и организованно, нежели русские в Крыму.
Обойтись совсем без крови, как это не страшно звучит, не удасться. Конфликт неизбежно породит значительное количество беженцев по примеру происшедшего с русскими в Чечне. В итоге власть и влияние на полуострове официально перейдут в руки крымских татар, возможно, под патроонажем ООН в той или иной форме. Далее в развитии сюжета возможны многочисленные варианты, особенно в связи с распространением в Крыму ваххабизма и других форм крайнего исламского фундаментализма.
Будет ли при этом крымским татарам предоставлена автономия или нет, не имеет никакого значения. Впрочем, в качестве превентивной меры официальный Киев мог бы рассмотреть возможность срочного создания крымскотатарской автономии, включающую места компактного проживания этого народа в Центральном Крыму, без выхода к морю, по типу Адыгеи, подобно матрешке находящейся "внутри" Краснодарского края.
Но и такой вариант, невозможный без внесения поправок в Конституцию и реальной федерализации Украины, у чего в Киеве имеется огромное количество противников, лишь на время отсрочит окончательное решение крымскотатарского вопроса. Похоже, используя татар в качестве противовеса российскому влиянию на полуострове, идеологи построения украинского национального государства заложили в его фундамент мощнейшую мину замедленного действия. Приходит пора ей сработать.