Много патетики, но мало конкретики
Последний российско-американский саммит констатировал желание Вашингтона и Москвы развивать "союзнические" отношения, но не более того
Прошедшая в конце сентября в Кэмп-Дэвиде российско-американская встреча на высшем уровне оставила у многих международных обозревателей странное и двойственное впечатление.С одной стороны, лидеры России и США всячески демонстрировали дружеский характер своих личных отношений, а также много говорили об успешном развитии тесных партнерских и даже союзнических связей между двумя государствами. В совместном коммюнике двух президентов, принятом по итогам саммита сообщалось, что В.Путин и Дж.Буш "сосредоточили внимание на практических путях расширения и углубления сотрудничества и партнерства между Россией и США, преодолении препятствий и реализации их общего видения новых стратегических отношений, чтобы дать ответ на вызовы и возможности ХХI века".
Из коммюнике также вытекало, что во время своей встречи в Кэмп-Дэвиде президенты обсудили широкий круг двусторонних и международных проблем, включая борьбу с терроризмом, предотвращение распространения оружия массового уничтожения, ситуацию на Ближнем Востоке, в Ираке, Иране и на переговорах по Северной Корее. Кроме того, обсуждались укрепление взаимоотношений по линии Россия-НАТО, прогресс в создании условий для расширения экономических и торговых отношений, ряд региональных проблем, в том числе "обстановка в молдавско-приднестровском, грузино-абхазском и нагорно-карабахском урегулировании".
Владимир Путин и Джордж Буш также договорились о последующих шагах с целью укрепления существующего партнерства России и США в таких ключевых областях, как эффективное выполнение Договора о сокращении стратегических наступательных потенциалов, наращивание сотрудничества между военными ведомствами двух стран в сферах контртерроризма, противоракетной обороны и миротворчества. Еще одним приоритетным направлением сотрудничества было названо укрепление торговых и экономических связей, в том числе за счет устранения препятствий для торговли и инвестиций.
С другой стороны, как отметили наблюдатели, российско-американская встреча принесла крайне мало практических результатов и выявила очевидное сохранение принципиальных разногласий между Вашингтоном и Москвой по ряду ключевых международных проблем. Это явно повлияло и на оценки саммита в прессе США, которая пестрела заголовками типа "Путин согласился в принципе, но мало в чем еще" ("Вашингтон пост"), "Россия не порвет соглашение с Ираном о строительстве реактора" ("Нью-Йорк таймс"), "Путин не дал обещаний по Ираку и Ирану" (Си-эн-эн) и т.д.
Еще до начала визита В.Путина в США считалось, что иранская проблема будет одним из основных камней преткновения. В итоге российская и американская стороны согласились в том, что они выступают против создания Ираном ядерного оружия. Однако Вашингтону не удалось заставить Москву дать обещания по свертыванию ядерного сотрудничества с Тегераном и отказу от контрактов на строительство АЭС в Бушере. По поводу Северной Кореи президент США также не услышал от своего российского коллеги того, чего бы хотел. В частности, В.Путин заявил, что Пхеньяну необходимо дать гарантии безопасности, на что администрация Дж. Буша категорически не согласна. Российская сторона также уклонилась от выдачи каких-либо конкретных "авансов" по роли России в содействии Вашингтону в Ираке.
В то же время скромные практические итоги российско-американского саммита не вызывают особого удивления, если внимательно проанализировать тот внутренний политико-информационно-пропагандистский фон в США, на котором он проходил. Такой лавины негативных публикаций и передач о политике России, главным образом на чеченскую тему, в американской прессе не было уже довольно давно.
В преддверии встречи президентов России и США некоторые американские СМИ открыто формулировали те жесткие рамки, в которых должен был, с точки зрения противников дружбы с Россией, протекать российско-американский саммит. В этом плане особо отличился рупор влиятельных деловых и политических кругов США "Уолл стрит джорнэл". По мнению этого издания, на встрече с В.Путиным Дж.Буш должен был "четко дать понять, что крушение Советского Союза было окончательным и бесповоротным".
Кроме того, "Уолл стрит джорнэл" настоятельно порекомендовал президенту США быть предельно твердым по меньшей мере по трем главным пунктам: во-первых, "Москва должна прекратить свои попытки вновь подчинить себе Грузию и Молдавию"; во-вторых, Россия "не должна получить монопольного права на транспортировку в Европу нефти из Каспийского моря"; наконец, в-третьих, "В.Путин должен быть поставлен в известность о том, что попытки заманить Украину и Белоруссию в подконтрольное России единое экономическое пространство являются неприемлемыми, так как это может означать восстановление контроля Москвы над европейскими территориями на границе ЕС и НАТО".
По мнению аналитиков "Уолл стрит джорнэл", "победа России на этих фронтах" будет означать ни много, ни мало – "нарушение статус-кво, установившегося в Европе после окончания холодной войны". Кроме того, "она увеличит зависимость Запада от российских энергоресурсов и позволит Москве препятствовать участию стран бывшего СССР в неугодных России операциях США".
Упомянутая газета прошлась и лично по российскому президенту, который, оказывается, не оправдал ожиданий США. По мнению авторов статьи в "Уолл стрит джорнэл", В.Путнин "должен был стать реформатором постсоветской России" и "лояльным Америке борцом против терроризма и распространения ОМУ". Российский же президент "разочаровал США в обоих случаях" и поэтому газета требовала от властей США, что они "ни в коем случае не должны потворствовать усилиям Кремля перекроить в свою пользу бывшее постсоветское пространство в Евразии".
Однако особой популярностью в прессе США накануне и в ходе визита Президента России пользовалась тема Чечни. Различные американские СМИ буквально массово тиражировали статьи о "нарушении российскими военными прав человека", "кошмарном положении чеченских беженцев", "фарсе с выборами президента Чечни" и т.д. В преддверии российско-американской встречи в верхах "либеральные круги" США активно взывали к Дж.Бушу с призывами непременно поднять проблему Чечни на переговорах с В.Путиным. Уже в ходе визита Президента России много шума наделал неприятный инцидент с входившим в состав российской делегации главой администрации Чечни Ахмадом Кадыровым, чье присутствие в Кэмп-Дэвиде американская сторона сочла "нежелательным".
Что именно обсуждали по Чечне два президента неизвестно, но на итоговой пресс-конференции Джордж Буш заявил, что окончательное решение этого конфликта потребует "соблюдения прав человека и политического урегулирования, ведущего к справедливым и свободным выборам". Правда, потом он все-таки сказал, что "террористам надо давать отпор, где бы они ни сеяли хаос и разрушения, в том числе в Чечне".
Еще одной неприятной для российской стороны темой накануне и в ходе визита президента В.Путина в Америку стало также пресловутое "дело ЮКОСа". Не секрет, что определенные политические круги США и связанные с ними СМИ пытаются увязать вопросы увеличения американских инвестиций в Россию и развития сотрудничества между двумя странами в энергетической сфере с изменением позиции Кремля в отношении "представителей крупного российского бизнеса". Некоторые деятели в США даже заявляют о необходимости обусловить отмену пресловутой поправки Джэксона-Вэника "прекращением репрессий в отношении крупного капитала в России".
Естественно подобный фон никак не мог благоприятствовать высокой продуктивности российско-американского саммита, который официальные представители США торжественно именовали "встречей союзников". Более того, переговоры в Кэмп-Дэвиде показали, что обе стороны пока не испытывают полного доверия друг к другу, а расхождения между ними по целому ряду ключевых проблем по-прежнему остаются довольно глубокими.
Несмотря на хорошие личные отношения между нынешними президентами США и России, реальное партнерство двух государств, не говоря уже о тесных союзнических отношениях, может возникнуть только на основе взаимного доверия и уважения интересов друг друга. Однако, судя по всему, потребуется еще немало времени, прежде чем в российско-американских отношениях на смену патетическим декларациям о дружбе придут наполненные реальным содержанием практические совместные действия.