«Молдавии связи с Россией нужны как воздух»
Вернуться к тому, с чего все начиналось, -- к вопросу о языке
В Молдавии 28 ноября пройдут парламентские выборы, в которых примут участие 20 партий, включая Гуманистическую партию, возглавляемую Валерием Пасатом, экс-министром обороны Молдавии и бывшим советником главы РАО «ЕЭС России». В последние два года он выступил с несколькими яркими инициативами. Например, предложил ввести преподавание основ православия в школах Молдавии. А сейчас высказался за переориентацию внешнеполитического вектора Молдавии с Запада на Восток и за придание русскому языку статуса государственного. Эти небывалые для местных политических элит идеи Валерий ПАСАТ обосновал в интервью Времени новостей.-- Ваше обращение в Центризбирком с просьбой разъяснить, могут ли представители церкви участвовать в избирательных кампаниях, породило предположения о том, что глава Молдавской православной церкви митрополит Владимир будет включен в список кандидатов от Гуманистической партии. Это не противоречило бы принципу раздельного функционирования церкви и государства?
-- Мы никогда не заявляли, что митрополит Владимир станет кандидатом от Гуманистической партии. Хотя для нас было бы большой честью, если бы, скажем, священники, епископы или сам митрополит фигурировали в нашем избирательном списке. В первом молдавском парламенте представители церкви были. Но на протяжении последних лет они не принимали активного участия в общественной жизни страны, хотя могли бы поспособствовать обеспечению необходимого баланса. В Молдавии, как известно, церковь пользуется самым большим доверием населения, 94% которого являются православными.
Но когда мы инициировали преподавание основ православия в школах, оппоненты стали говорить о недопустимости вовлечения церкви в дела не церковные. После чего мы и обратились с запросом в ЦИК, чтобы выяснить, в частности, имеют ли священники право баллотироваться в парламент. И нам ответили, что они вправе это делать. Разумеется, церковь не должна вмешиваться в политическое управление государством, однако выступать со своей оценкой значимых для общества проблем она, конечно, вправе. Священники -- такие же граждане государства. Но получается, что они могут голосовать за ту или иную партию, а вот сами участвовать в выборах или высказывать свое мнение не должны. Это неправильно.
-- Вы ранее возглавляли силовые структуры, так почему же в своей предвыборной кампании решили сделать упор на духовной религиозной проблематике?
-- Без утверждения основ морали, без веры не решишь сегодняшних проблем. Здесь, к слову, все признают, что преподавать основы православия нужно. Другое дело, по каким программам и учебникам и в какой форме -- обязательного или факультативного обучения. Мы уже договорились с руководством госуниверситета о возможном открытии факультета для подготовки соответствующих преподавателей, чьей дальнейшей организацией работы могли бы совместно заниматься правительство и митрополия.
Впрочем, подобным проблемам посвящена лишь часть нашей предвыборной программы. В ней ключевые внутренние политические и экономические вопросы увязаны с актуальной внешнеполитической проблематикой, предполагающей в том числе необходимость переориентации молдавского геополитического вектора с Запада на Восток.
-- Не разумнее ли было бы для небольшого молдавского государства развивать сотрудничество на всех направлениях?
-- Мы никогда не заявляли, что отказываемся от идеи вступления в Евросоюз. И лишь говорили, что вступление в ЕС -- это красивая сказка. А сказки детям нужно рассказывать до определенного возраста. Нашему государству уже почти 20 лет, а нас все сказочными сюжетами потчуют, хотя представители европейского руководства заявляли, что в ближайшей перспективе, то есть лет 35, никого с Востока в ЕС не примут. Обладающая более весомым экономическим потенциалом Турция, к примеру, более 20 лет назад подала заявление о вступлении в Евросоюз, и ее не принимают. Может ли на это рассчитывать Молдавия с ее разрушенной экономикой, внутриполитической нестабильностью и нерешенным приднестровским конфликтом. К тому же Кишинев до сих пор даже не подал заявления о приеме в ЕС.
Мы предлагаем: давайте направим заявления о присоединении республики к Евросоюзу и Таможенному союзу в СНГ, а далее посмотрим, продвижение в каком направлении окажется более успешным. По моему убеждению, активная интеграция с бывшими советскими республиками, более соответствующими нам по уровню развития, поможет поддержать и продвинуть вперед молдавскую экономику. Этому поспособствовало бы и урегулирование приднестровского конфликта -- при содействии России.
-- По этой причине вы и выступили с революционным для молдавских политиков тезисом о возможности придания русскому языку статуса государственного?
-- Молдавские политики не говорят правды своему народу. И, обвиняя приднестровцев в сепаратизме, не упоминают, что начался он с массовых демонстраций и митингов в Кишиневе по поводу спровоцированного здесь тогда же «языкового вопроса», не решенного до сих пор. Было бы смешно думать, что жители самостоятельно существующего 20 лет Приднестровья сегодня сидят над учебниками молдавского языка в ожидании грядущего объединения. На обоих берегах Днестра уже выросло поколение, не знающее, что когда-то мы жили вместе. Чтобы вновь объединиться, сторонам придется договариваться, идти на компромиссы. И, очевидно, понадобится вернуться к тому, с чего все начиналось, -- к вопросу о языке.
-- Из сказанного вами можно при желании заключить, что вы пророссийски настроенный политик. Вы «рука Москвы»?
-- Начнем с того, что я сын моих родителей, родился и вырос в Молдавии. А в последнее время жил в Москве, потому что был вынужден уехать. После моей отставки в 2001 году я стал одним из тех молдавских гастарбайтеров, которым пришлось искать работу за рубежом. Но в этом году решил вернуться, так как хочу помочь моей стране. Я собрал хорошую команду. В ней, к слову, задействован и экс-министр финансов Михаил Маноли, пять лет проработавший и послом в США, это к разговорам о «руке Москвы». Да, сам я учился в Москве, затем работал там в молдавском посольстве, начав советником и закончив должностью посла. Я люблю Россию и горжусь тем, что в этой стране живут люди, которые очень помогли мне в самые трудные моменты моей жизни. Но в отличие от тех, кто выступает за объединение Молдавии с Румынией, я никогда не говорил, что мою страну надо присоединить к российскому государству. А в дальнейшем я постараюсь сделать все для того, чтобы Молдавия не утратила политические, экономические и культурные связи с Россией, которые нужны ей как воздух.
-- В случае прохождения в парламент, где скорее всего вновь возникнет необходимость создания коалиции, кого вы предпочтете в партнеры? Партию коммунистов, в период правления которой вы были осуждены и провели 2,5 года в заключении? Или партии, входящие в ныне правящий альянс «За европейскую интеграцию», при котором вы смогли получить новый паспорт и вернуться на родину?
-- Альянс не оправдал надежд избирателей и лишь усугубил общественный «раздрай» и общее непонимание того, куда идет страна. Сегодняшнее укрепление идеи объединения с Румынией меня очень тревожит. Консолидироваться же мы будем с ответственными политиками-государственниками, стремящимися добиться реального улучшения жизни в стране. С теми, к примеру, кто действительно будет бороться с коррупцией, а не заниматься имитацией такой борьбы. С теми, кто на самом деле озадачится завершением приднестровского урегулирования, а не станет имитировать его.
-- Многие политологи прогнозируют, что в новый парламент попадут лишь те партии, которые там есть и ныне.
-- А вот здесь возможны сюрпризы. Народ разочаровался как в правящем альянсе, так и в бывшей ранее у власти компартии. Многие ожидают прихода новой, третьей, силы. И еще новых политиков, которые перестанут рассказывать сказки и займутся наконец решением накопившихся проблем.
Валерий Пасат родился 17 июля 1958 года в селе Скумпия Фалештского района Молдавии. Окончил исторический факультет Кишиневского госуниверситета, в 1994 году -- Дипломатическую академию МИД России. В 1992--1994 годах работал в посольстве Молдавии в России, в 1994--1997 годах возглавлял его. Затем возглавлял министерства обороны, национальной безопасности, а потом и службу информации и безопасности Молдавии. В 2002--2009 годах работал советником по внешнеэкономическим связям главы РАО «ЕЭС России».
В 2005 году Пасата арестовали в Кишиневском аэропорту и затем приговорили к десяти годам лишения свободы по обвинению в незаконной продаже оружия в бытность министром обороны. В 2007 году после 2,5 года заключения он был освобожден и полностью оправдан Высшей судебной палатой Молдавии, а также выиграл иск к действовавшим властям Молдавии в Европейском суде по правам человека. Сразу после освобождения был вынужден уехать в Москву и смог вернуться в Молдавию после смены власти в начале текущего года. В июне этого года Валерия Пасата избрали председателем Гуманистической партии Молдавии.