logo

Хлебные крошки

Статьи

Михай Гимпу
Молдавский разлив
Политика
Молдова и ПМР

Александр Галин

Молдова выбрала свой путь

Новое руководство будет требовать вывода российских миротворцев из Приднестровья

Первые шаги, предпринимаемые новыми молдавскими властями, убедительно показывают, что эпоха шараханий между Востоком и Западом для Молдовы завершилась. Либерал-демократы в течение месяца уже успели озвучить основные принципы, согласно которым будет идти дальнейшее построение государства. Это отказ от нейтрального статуса страны и вступление в НАТО, всемерное укрепление связей с Румынией, европейская интеграция, пересмотр отношений с Россией. Еще в феврале нынешнего года член Либерально-демократической партии Молдовы Юрий Лянкэ, ставший сегодня главой молдавского МИДа, заявлял о том, что "необходима инвентаризация отношений с Москвой. На чистом листе нужно определиться - где мы находимся - и путём диалога, взаимного уважения и на основе международного права, начать другие отношения".

В предвыборных программах партий либерально-демократического толка одной из первостепенных задач указывалась необходимость подписания нового документа о стратегическом партнерстве с Россией. При этом не учитывался тот факт, что подобный документ уже существует, он был принят сроком на 10 лет еще в 2001 году, то есть, время его действия истекает только через два года. Но, видимо, этот договор, подписанный коммунистами, новую политическую элиту не совсем устраивает, хотя многие положения в нем соответствуют духу праворадикального движения Молдовы. В частности в базовом политическом Договоре о дружбе и сотрудничестве между Республикой Молдова и Российской Федерацией, ратифицированном молдавским парламентом 27 декабря 2001 года указывается, что "будучи приверженной процессу политического урегулирования приднестровской проблемы, Российская Федерация выступает в качестве сопосредника и гаранта на основе соблюдения суверенитета и территориальной целостности РМ". Договор также предусматривал воздержание от действий, которые могут принести ущерб интересам суверенитета, независимости и территориальной целостности, а также осуждение сепаратизма во всех его формах проявления. Помимо этого договор был направлен на развитие взаимовыгодного сотрудничества между двумя государствами в политической, экономической, культурной, правовой и других областях.

Казалось бы, чем вышеназванные пункты договора могли бы не удовлетворить либерал-демократов, полагающих, как и все их предшественники, что Приднестровье является составной частью Молдовы? Но оказывается, одной констатации факта, что Россия подтверждает суверенитет и территориальную целостность Республики Молдова, новым молдавским властям недостаточно. Им нужен новый договор, исключающий само присутствие России на берегах Днестра.

На днях и.о. президента Молдовы, спикер парламента Михай Гимпу в интервью западным СМИ заявил о том, что правящая либеральная коалиция увязывает подписание стратегического договора с Россией с выводом войск из Приднестровья. Мало того, сами отношения Кишинева с Москвой будут зависеть от вывода российских войск из Приднестровья. То есть правящая молдавская коалиция выдвинула России ультиматум: либо вы уберете из Приднестровья свои войска, оставив без защиты полмиллиона граждан ПМР, либо ни о каком договоре о дружбе и сотрудничестве не может быть и речи. Нынешние молдавские власти тем самым дают понять Москве, что сохранения прежнего статус-кво оно не приемлет.

Нужно отметить, что либерал-демократы в этом вопросе не так уж и оригинальны. Вывода российских войск из Приднестровья Молдова требовала и при Воронине, и при Лучинском. В 1999 на Стамбульском саммите ОБСЕ году Россия подписала документ, согласно которому брала на себя обязательства вывести войска из региона одновременно с урегулированием молдо-приднестровского конфликта. Впрочем, с введением Россией моратория на ДОВСЕ, и этот документ утратил свою юридическую силу. Тем не менее, его подписание 10 лет назад привело к тому, что Россия значительно сократила свое военное присутствие в Приднестровье, вывезла или утилизировала тяжелую технику и вооружение бывшей 14-й армии. Одновременно, согласно Одесским договоренностям, шло сокращение миротворческих сил. Все это привело к тому, что из Приднестровья были вывезены или уничтожены 50 тысяч единиц оружия, 800 артсистем, 120 танков и другая техника, сокращено солдат и офицеров Оперативной группы российских войск с 2 с половиной тысяч до тысячи, миротворцев с 2700 до 400. Но и столь усеченное военное присутствие Росси в регионе не устраивало Молдову, ибо мешало ликвидации приднестровской государственности. В одном из своих интервью бывший президент РМ Владимир Воронин прямо заявил, что "вывод российских войск из Приднестровья позволит урегулировать приднестровскую проблему. Мы должны убедить Россию вывести войска и вооружение с территории приднестровского региона, потому что их присутствие является политическим "зонтом" и, даже, если открыто об этом не заявлено, - поддержкой сепаратистского режима". Но даже при столь огромном желании коммунистических властей избавиться от российского военного присутствия, они не замахивались на базовый договор с Российской Федерацией, понимая, чем чревата для Молдовы его денонсация.

Новые молдавские власти, похоже, не собираются пролонгировать договор еще на 10 лет в том виде, в каком он существует сегодня. Поэтому дальнейшее развитие событий может иметь два взаимоисключающих сценария. Россия согласится с требованиями либерал-демократов и выведет свои войска из региона. Правда, это противоречит последним трехсторонним договоренностям, принятым в марте нынешнего года, согласно которым трансформация нынешней миротворческой операции на берегах Днестра в мирогарантийную под эгидой ОБСЕ может произойти только после урегулирования молдо-приднестровского конфликта. Но для либерал-демократов договоренности коммунистов не имеют никакого значения.

Согласно второму сценарию, Россия откажется выполнять требования молдавской стороны и не станет выводить свои войска из Приднестровья. В этом случае новый базовый договор между РМ и РФ, скорее всего, подписан не будет. Как следствие, на неопределенный срок в отношениях двух стран наступит период заморозки, но с другой стороны Москва не будет больше связана обязательствами по безоговорочному соблюдению суверенитета и территориальной целостности РМ, оговоренными ею в базовом политическом Договоре о дружбе и сотрудничестве между Республикой Молдова и Российской Федерацией. Это дает России широкий простор для маневра и, в конечном итоге, возможность признать ПМР в качестве независимого государства, тем более, что новые молдавские власти не скрывают своих унионистских устремлений и желания вступить в НАТО. В свое время Россия четко заявила о том, что признает суверенитет Южной Осетии и Абхазии в случае вступления Грузии в Североатлантический альянс. Агрессия против Южной Осетии ускорила процесс признания.

Таким образом, подвергнув сомнению будущее двухсторонних отношений между Молдовой и Россией в случае отказа последней от вывода своих войск из Приднестровья, Михай Гимпу поставил Москву перед окончательным выбором пути разрешения молдо-приднестровского конфликта. Какой из них выберет Россия – покажет время, но уже сегодня можно с уверенностью сказать, что в Молдове настроены крайне агрессивно. Это, в свою очередь, чревато серьезным обострением ситуации в регионе, но в то же время появляется реальный шанс на признание независимости Приднестровской Молдавской Республики.

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie