
Может быть, кризис в стране и закончился,
но вот только не в нашей стране
А знаете ли вы, уважаемые читатели, что после или, точнее, в процессе кризиса пропасть между богатыми и бедными стала стремительно сокращаться? Просто многие богатые тоже стали бедными, ну а бедные, в свою очередь, спустились на следующую ступеньку "развития" - в нищету.Недавно минблаг обнародовал анализ социальной ситуации в стране. Читаешь и плачешь! Нет, конечно, может быть, в Греции сейчас живут и хуже, как уверяют наши правящие. Однако едва ли это может служить утешением для тех сотен и тысяч латвийцев, которые, как явствует из отчета минблага, с трудом сводят (или уже не сводят!) концы с концами. Так, в минувшем году был побит своеобразный рекорд - по росту удельного веса семей, доходы которых уже не позволяют покрыть самые необходимые расходы (коммунальные платежи, одежда, лечение, питание).
Согласно анализу минблага, в 2010 году больше всего риску нищеты были подвержены следующие группы населения:
* неполные или многодетные семьи;
* дети и молодежь;
* мужчины;
* безработные;
* работающие неполный рабочий день;
* работающие в возрасте от 54 до 64 лет;
* жители Латгалии.
В общем, почти все, кто еще проживает в нашей стране, кроме олигархов и к ним приближенных.
Правда, пытаются нас успокоить чиновники минблага, удельный вес семей, подверженных риску нищеты, снизился. Но не успели мы порадоваться этому факту, как тут же чиновники вновь ввергли нас в пессимизм - зато увеличилась глубина нищеты! В переводе с научного языка на простой это означает, что за счет социальной помощи часть семей удалось спасти от падения в бездну нищеты, но зато те, кого государство "не удержало", скатились в более глубокую яму - то бишь фактически они вынуждены жить впроголодь.
Справедливости ради заметим, что в самые тяжелые годы кризиса - 2009-й - начало 2011-го - власти Латвии при активном участии международных кредиторов (в первую очередь Всемирного банка) запустили некие механизмы социальной поддержки самых обездоленных. Это и оплата лечения и обследования в стационарах, и программа "столатовиков". Однако нужно подчеркнуть, что социальная подушка безопасности распространялась главным образом на самых нищих - то есть на имеющих статус малоимущего или на тех, кто близок к порогу нищеты. Остальная же масса населения вынуждена была полагаться только на собственные силы и на поддержку самоуправлений.
Власти уверяют, что самое тяжелое уже позади и теперь страна находится на экономическом подъеме. Вот только пока правящие не сообщают нам, когда же простые латвийцы почувствуют этот экономический подъем в своих кошельках. Зато чиновники минблага не скрывают другие данные - в 2010 году риску нищеты в Латвии были подвергнуты 26,4% населения, или 590 000 человек. Только вдумайтесь в эту цифру: более полумиллиона людей живут у черты бедности! И это с учетом того, что реально в стране проживает менее 2 миллионов человек: Нетрудно подсчитать, что каждый четвертый в нашей стране - бедняк. Замечательные предпосылки для того, чтобы догнать и перегнать хотя бы середнячков ЕС.
Кто виноват в сложившейся ситуации, мы вроде бы догадываемся. Важнее найти ответ на другой классический вопрос: что делать?
Минблаг, как и свойственно любому госучреждению, предлагает крайне общие, расплывчатые инициативы: мол, улучшить здравоохранение, социальное обеспечение, качество жизни: Все в рамках известной истины: лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным.
Но как этого добиться? Пока государство не в состоянии увеличить ассигнования на социальные программы, а экономика, вопреки бодрым заявлениям властей, еще достаточно слаба и не в состоянии хорошо кормить социалку. Будем реалистами: в ближайшие минимум три-четыре года резкого улучшения социальной ситуации ждать не приходится. И в силу развития нашей экономики, и в силу того, что у власти стояли и будут, видимо, еще долго стоять консервативно-либеральные силы, которые защищают и представляют интересы капитала. Это, видимо, большинство избирателей устраивает, раз они все время выбирают именно этих политик