Музей – это эпическая поэма, к которой приложили руку многие поколения
К истории коллекции Севастопольского художественного музея
В известной книге "Этюды по всеобщей истории искусств" академик М.В. Алпатов писал: "Каждый музей имеет свое особое лицо. Музей – это не только механическая сумма инвентарных номеров, это нечто вроде эпической поэмы, к которой приложили руку многие поколения". И все мы убеждены в справедливости этих слов.Среди открывшихся в 1921 году музеев были Центральный музей Тавриды в Симферополе и Ялтинский народно-художественный: к осени 1927 года коллекция из Ялты почти полностью была передана в Севастополь, а чуть позже значительно дополнена. Впервые идея создания Севастопольской картинной галереи обсуждалась в сентябре 1924 года на III Всекрымской конференции музейных работников. В январе 1925 года из Москвы для будущей Севастопольской галереи в Крым уже были доставлены 92 произведения выдающихся русских художников второй половины XIX – начала XX веков. Большинство картин отличались высоким художественным уровнем, происходили из интереснейших столичных частных собраний.
Директором был назначен Анатолий Григорьевич Коренев, организатор и руководитель Ялтинского художественного музея, интереснейший человек. Он родился в 1868 году, закончил Харьковский университет, но вскоре переехал в Москву. Его сестра, Лидия Григорьевна, была женой Сергея Ивановича Щукина – богатейшего купца, известного коллекционера французской живописи. В их доме бывали многие русские художники, деятели культуры. На должность единственного научного сотрудника Севастопольской картинной галереи А.Г. Коренев пригласил местного художника, тридцатитрехлетнего Михаила Павловича Крошицкого, позднее сменившего Анатолия Григорьевича на посту директора. Благодаря Крошицкому удалось спасти галерею родного города в грозные годы Великой Отечественной войны.
Но вернемся к началу работы галереи. В первой музейной экспозиции, размещавшейся в девяти залах, было 438 картин и 44 скульптуры: в четырех залах нижнего этажа находились 197 произведений западноевропейской живописи XVI – XIX веков, на втором этаже в четырех залах – 241 живописное полотно русских художников XIX – начала XX веков, в отдельном зале экспонировалось 80 графических листов, выполненных в разных техниках.
Коллекция постоянно росла: были передачи из Центра, из других музеев, закупки, были и подарки. Среди даров – графические листы Е.С. Кругликовой, гравюры А.И. Кравченко, акварели М.А. Волошина, работы крымских и севастопольских художников.
Всего один эпизод из воспоминаний Леонида Митрофановича Афанасьева – научного сотрудника музея конца 30-х годов. "Особенно интересна была встреча с В.А. Ватагиным (художником, скульптором-анималистом). Придя впервые в галерею и внимательно осмотрев все залы, он очень обрадовался, увидев картину А.Л. Ржевской "Сироты". Оказалось, что одна из изображенных девочек – впоследствии его жена. Картина была когда-то в Румянцевском музее, и Ватагины ее уже потеряли из вида. Примерно через полгода он вновь приходит в музей и на спине несет мешок с тяжелым грузом. В нем оказался большой лежащий медведь, вырезанный художником из дерева. Он принес его в дар галерее, обрадованный, что картина цела.
В 1940 году в коллекции галереи хранилось 2509 предметов музейного значения, а в залах экспонировалось 1476 произведений искусства. Именно такую коллекцию принял М.П. Крошицкий в декабре 1939 года.
Позвольте подробней рассказать о Михаиле Павловиче Крошицком, заслуженном деятеле искусств Украины, имя которого в 1991 году было присвоено музею.
Родился он в 1894 году, коренной севастополец. Учился в Петербургской Академии художеств с 1915 по 1918 год. В 20-е годы занимался творчеством, преподавал изобразительное искусство. В 1927-1929 годах работал в Севастопольской картинной галерее, а в 1929-1932 годах – в Алупкинском дворце-музее. В 1930-х годах стал одним из организаторов, а потом директором Воронежского музея изобразительных искусств. С 1939 по 1958 год был директором Севастопольской картинной галереи.
Но между этими двумя датами была война. И именно Михаилу Павловичу мы обязаны спасением наиболее ценной части коллекции в годы Великой Отечественной. Осенью 1941 года, когда Севастополь уже был окружен фашистскими войсками, постоянно находился под огнем противника, он организовал упаковку и доставку на пристань более 100 ящиков с экспонатами. В ночь на 12 декабря 1941 года начался героический путь М.П. Крошицкого с бесценным грузом в тыл, длившийся почти 13 месяцев. Путь от Севастополя до сибирского Томска с переправами через Черное и Каспийское моря, по Грузии, Азербайджану, Туркмении, Узбекистану, Таджикистану, Киргизии, Казахстану и Алтайскому краю.
Весной 1945 года дорога в Крым оказалась значительно короче, и 11 июня завершилась реэвакуация. Но, увы, Севастополь был почти полностью разрушен, поэтому произведения галереи решили разместить в здании Симферопольского художественного музея, коллекция которого погибла.
К сожалению, наряду с музейными предметами копийного и научно-вспомогательного характера в списках утрат значатся произведения декоративно-прикладного искусства, скульптуры из бронзы, мрамора, иконы, гарнитуры мебели, тяжелые и объемные экспонаты, оставшиеся в городе – их поглотила война.
Но потомки благодарны Михаилу Павловичу за совершенный подвиг, за верность искусству и родному городу. В 1956 году спасенная коллекция галереи, расширенная новыми поступлениями, была возвращена в Севастополь. С весны 1958 года музей размещается в доме номер 9 по проспекту Нахимова. Уйдя в 1958 году на пенсию, Михаил Павлович часто бывал в музее, занимался живописью, рисовал, много фотографировал и увлеченно продолжал коллекционировать почтовые марки. Умер Михаил Павлович в 1972 году.
В дар музею переданы крупные монографические комплексы. Назовем наиболее яркие имена и коллекции.
Эдуард Антонович Штейнберг (1882-1935) – выпускник Московского училища живописи, ваяния и зодчества, активный участник культурной жизни Харькова в предреволюционное десятилетие, работавший в Крыму в 20-е годы. С 1921 года он жил в Севастополе, где были созданы десятки интереснейших живописных и графических произведений, отражающих будни нашего города, крымские пейзажи, портреты. В 1929 году Э.А. Штейнберг с семьей переехал в Ростов-на-Дону. Его творческое наследие, пролежавшее на чердаке несколько десятилетий, было передано в музей в 1979 году сыном художника, ныне насчитывает 599 произведений.
Константин Гаврилович Дорохов (1906-1960) – живописец, график, участник Великой Отечественной войны. На большинстве его работ, подаренных семьей художника, запечатлен Севастополь, его защитники в период обороны 1941-1942 годов и освободители города в майские дни 1944 года (48 произведений живописи и 72 графики).
Дмитрий Спиридонович Бисти (1925-1990) – уроженец Севастополя, известнейший книжный график, академик, народный художник России. В 1985 году после персональной выставки в родном городе он подарил музею серию иллюстраций к поэме В.В. Маяковского "В.И. Ленин". После его смерти, благодаря усилиям семьи, в наших фондах собрана уникальная коллекция: более 500 оттисков иллюстраций с авторских досок. Это ряд станковых работ и серии, опубликованные в книгах: И.Стоун "Жажда жизни" (1961), Э.Багрицкий "Стихи и поэмы" (1964), С.Маршак "Лирические эпиграммы" (1965), В.Маяковский "В.И. Ленин" (1967), А.Рюноскэ "В стране водяных" (1970), Вергилий "Энеида", С.Михалков "Настроение" (1971), А.Грибоедов, А.Островский "Пьесы" (1974), В.Одоевский "Повести" (1977), Гомер "Илиада" (1978) и "Одиссея" (1981), Д.Давыдов "Стихи и проза", А.Блок "Стихотворения" (1979), А.Никитин "Хождение за три моря" (1985), "Слово о полку Игореве", Апулей "Метаморфозы" (1988) и другие.
В коллекции музея достойное место занимают произведения севастопольских художников. Дары от них стали доброй традицией.
Давно стало традицией и то, что после каждой персональной выставки в фондах музея остаются подаренные работы художников.
Ныне в коллекции Севастопольского художественного музея почти восемь тысяч произведений искусства. И своеобразным итогом наших добрых отношений с миром, с теми, кто нас окружает и любит искусство, будет следующая наша выставка – выставка даров музею за последнее десятилетие.