Мы есть – нас не может не быть!
23 мая в Риге состоялся массовый митинг в защиту русских школ
Большое разочарование постигло в минувшую пятницу первых лиц государства – несмотря на то, что тысячи русских латвийцев приняли участие в акции протеста против насильственного перевода своих детей на государственный язык обучения, ожидаемых властью беспорядков не случилось. Протестовали уверенно и с достоинством. Для тех, кто с высоты своих постов не расслышал их голоса, готовы повторить.Уже с утра в пятницу в столице чувствовалось приподнятое настроение – народ на улицах и в транспорте активно перезванивался по мобильникам, договариваясь о встречах на Эспланаде. Самые нетерпеливые торопились занять места поудобнее и не прогадали – к началу акции, к 16 часам, в парке уже собралось верных 10 тысяч. А люди все прибывали – дружескими компаниями, "трудовыми коллективами", семьями и поодиночке…
Жизнерадостно сигналили проезжающие мимо машины. Впечатление складывалось такое, что не митинг протеста готовится, а народное гулянье.
– С праздником, – обратилась я к знакомому.
– Это не праздник, – торжественно и серьезно ответил он. – Это начало серьезной борьбы. Вроде логично. Но все чаще раздавались вокруг праздничные приветствия и сбивали с толку дружелюбные и радостные лица собравшихся. А что, ведь впервые за 12 лет государственной несправедливости люди наконец нашли в себе силы понять, что должно быть иначе. Обретение себя – это еще какой праздник!
Мальчишки и девчонки, а также их родители
Чем, помимо количества участников, еще поразила акция, так это возрастным и социальным составом. Были, конечно, и школьники, и пенсионеры, но в подавляющем большинстве собрались люди активного возраста – студенты, преподаватели вузов, учителя, профессора, деловые люди. В общем, скорее "мальчишки и девчонки, а так же их родители", чем бабушки и дедушки. Состав аудитории во многом определил и общее настроение: люди пришли вполне осознанно, они знают свои права и намерены их добиваться.
К несомненной заслуге устроителей столь мощного мероприятия помимо блестящей организации нужно отнести и создание позитивного настроя. Очевидно, это далось нелегко, ведь обид на государство у русских, массово лишенных гражданских прав, и без реформы накопилось немало. Да и власти это понимают – митингующие с интересом разглядывали крыши окрестных домов, которые были усеяны "то ли снайперами, то ли охранниками", любопытствовали – "где-то припрятан знаменитый водомет" и жизнерадостно приветствовали прострекотавший над митингом вертолет. ЛАШОР удалось удержать конструктивную линию. Как сказал о замысле акции председатель организации Игорь Пименов, масса работы была проведена за несколько прошедших лет с тем, чтобы убедить власть в ошибочности реформы-2004. А она в ответ, мол, "не верю, все согласны". И тогда возникла идея собрать несогласных, чтобы "показать им наши лица".
Лица, надо сказать, были чрезвычайно симпатичные, улыбчивые. Удивительная акция протеста, которая не "против", а "за". В том смысле, что чужого нам не надо, но и своего не отдадим. От властей прибыли лишь депутаты "ЗаПЧЕЛ" и ПНС, которым народное собрание и вручило первую порцию обращений латвийцев, требующих свободы выбора языка образования для своих детей – 57 тысяч подписей.
Впрочем, слезных настроений замечено не было (что, кстати, с точки зрения древней государственной мудрости само по себе является серьезным симптомом для власти). Выступавшие с трибуны родители, ученики, учителя, студенты были конкретны, корректны и лаконичны. Молодежь охотно демонстрировала свободное владение государственным языком: "Мы можем учиться и на латышском, и на английском, но зачем это нужно? Почему мы, граждане Латвии, не можем учиться на родном языке? Мы имеем на это право! Может, все дело в том, что государственному языку мы научимся, а нас хотят заставить мыслить по-латышски".
Родители недоумевали: "Почему государство считает возможным нас оскорблять, решая за нас, как лучше нашим детям? Если у латышских детей есть право учиться на родном языке, то почему его нет у русских детей? Раз мы не заказывали эту реформу, почему должны терпеть насилие?"
В выводах все были единодушны: "Мы не враги Латвии, в этой земле покоятся наши предки. Мы здесь – полноценные жители. Министр образования Карлис Шадурскис почему-то уверен, что ликвидация русских школ – это вопрос времени. Нет, мы остановим их время! Сегодня мы начинаем длительный путь борьбы за человеческое достоинство". Родители всех регионов страны прислали на митинг своих представителей. И все они были едины в своем желании учить своих детей на родном, русском языке. Из выступлений родителей таких латышских городов, как Валмиера и Седа, совершенно ясно, что "благие" намерения реформы никак не стыкуются со здравым смыслом: "Мы ведь живем в латышской среде, и наши дети свободно владеют языком, вот и пусть учатся на русском. Мы не хотим экспериментов над своими детьми и требуем пересмотра закона. Если б так поступали с латышскими детьми, их родители тоже поднялись бы, как мы".
Под колокольный перезвон и "плач Шадурскиса"
Символично, что митинг в защиту русских школ прошел накануне праздника особо почитаемых православными святых Кирилла и Мефодия, подаривших нам грамоту. Начался он с праздничного колокольного перезвона, а завершился первым летним дождиком – это, шутили люди, Шадурскис плачет по неудавшейся реформе. В том, что "победа будет за нами", народ не сомневался. Расходились на редкость дисциплинированно. Напоследок я поинтересовалась впечатлениями разных знакомых людей от бизнеса. Обычно привередливые к окружающему миру, они оказались на редкость удовлетворенными и единодушными.
– Вас-то что сюда привело, ведь вашим детям эта реформа точно не угрожает – учатся в престижных и частных школах?
– Эта реформа угрожает нашему человеческому достоинству. И так слишком долго терпели, но всему есть предел. А что касается денег, тем более оскорбительно, что за наши же налоги государство с нами не считается. Этот митинг, конечно, вряд ли что-то изменит, но надо же с чего-то начинать.
– А если следующий, накануне еврореферендума, придете?
– Конечно!!!
А министр образования в этот вечер упустил прекрасный шанс для диалога, который он еще недавно проповедовал. Очевидно, заявленная позиция либерала все же оказалась ему не по силам. Впрочем, ему и нечего было сказать собравшимся, кроме традиционного заклинания "надо учить латышский". Но он прекрасно знал, что услышит в ответ – и при том на чистом латышском. Так что предпочел не высовываться. Это ведь настоящему джентльмену всегда есть что сказать. АШадурскис, сами понимаете…