logo

Хлебные крошки

Статьи

Грузинский крест
Политика
Ближнее зарубежье

Кирилл Зубков

«Мы, грузины, должны сами решить,

хотим ли такого президента, как Саакашвили»

Лидер оппозиционной партии «Демократическое движение «Единая Грузия» Нино Бурджанадзе объяснила «Известиям», почему не стоит рассчитывать на улучшение российско-грузинских отношений

Президент России Дмитрий Медведев изложил свою точку зрения на причины нынешнего кризиса российско-грузинских отношений и возможные пути выхода из него. Как бы вы могли прокомментировать это заявление?

Когда президент России говорит, что для него очень важно восстановление дипломатических отношений между Россией и Грузией, важно, чтобы российские и грузинские политики сели за стол переговоров и начали искать компромисс, — я считаю, что это то, к чему все мы должны стремиться.

Российская сторона демонстрирует готовность к диалогу, чего не скажешь об официальном Тбилиси. Возможны ли подвижки грузинской стороны в этом вопросе — например, снятие Грузией возражений на вступление России в ВТО?

Анализируя шаги, предпринимаемые нынешним правительством, могу вам однозначно сказать: Саакашвили невыгодно улучшение российско-грузинских отношений. Его власть держится исключительно на антирусской истерии. Саакашвили выгодно представлять себя единственным гарантом безопасности и суверенитета Грузии. Отсюда — воцарившаяся в республике шпиономания, отсюда — постоянные обвинения оппозиции в стремлении чуть ли не включить Грузию в состав Российской империи.

Тем не менее президент понимает, что в долгосрочном плане такая ситуация бесперспективна. Поэтому он старается делать в сторону Москвы какие-то месседжи, пытается где-то в чем-то торговаться. С одной стороны, Саакашвили громко говорит о невозможности урегулирования отношений с Москвой, с другой — он умудрился все стратегические объекты в Грузии передать в руки российского капитала, причем не только частного, но и государственного. Думаю, что и в вопросе о ВТО он попытается на каких-то уровнях поторговаться.

То есть, по вашему мнению, при сохранении нынешней власти в Тбилиси принципиальное улучшение российско-грузинских отношений невозможно?

Однозначно нет. Помимо того что это невыгодно Саакашвили, у него просто нет возможностей исправить ситуацию. Он недоговороспособен, его слову никто не верит. Любой ответственный грузинский политик, пришедший к власти в Тбилиси, будет налаживать диалог с Абхазией и Южной Осетией и сделает все для восстановления территориальной целостности Грузии. Хорошо, что президент России это понимает, что он и подчеркнул в своем интервью. Я считаю очень важными заявления Медведева о том, что в случае достижения договоренности между грузинами и абхазами, грузинами и осетинами Россия не будет этому препятствовать. Эти заявления открывают возможности для улучшения российско-грузинских отношений — но только с новым, ответственным правительством в Тбилиси.

Грузия понимает, что у России на Кавказе есть законные интересы, что Россия заинтересована в безопасности своих южных границ. С другой стороны, Россия также должна понимать и с уважением относиться к законным интересам Грузии — поддержанию суверенитета, территориальной целостности, невмешательству во внутренние дела республики. Медведев четко сказал, что Россия не собирается вмешиваться во внутренние дела Грузии, что судьбу президента республики должен решать только грузинский народ, — и я считаю, что это правильно. Мы, грузины, должны сами определиться и сами решить, хотим ли мы иметь такого президента, как Саакашвили, или нет. Это внутреннее дело грузинского народа, и никто не должен в него вмешиваться — ни Россия, ни Америка.

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie