«Мы, грузины, должны сами решить,
хотим ли такого президента, как Саакашвили»
Лидер оппозиционной партии «Демократическое движение «Единая Грузия» Нино Бурджанадзе объяснила «Известиям», почему не стоит рассчитывать на улучшение российско-грузинских отношений
Президент России Дмитрий Медведев изложил свою точку зрения на причины нынешнего кризиса российско-грузинских отношений и возможные пути выхода из него. Как бы вы могли прокомментировать это заявление?
Когда президент России говорит, что для него очень важно восстановление дипломатических отношений между Россией и Грузией, важно, чтобы российские и грузинские политики сели за стол переговоров и начали искать компромисс, — я считаю, что это то, к чему все мы должны стремиться.
Российская сторона демонстрирует готовность к диалогу, чего не скажешь об официальном Тбилиси. Возможны ли подвижки грузинской стороны в этом вопросе — например, снятие Грузией возражений на вступление России в ВТО?
Анализируя шаги, предпринимаемые нынешним правительством, могу вам однозначно сказать: Саакашвили невыгодно улучшение российско-грузинских отношений. Его власть держится исключительно на антирусской истерии. Саакашвили выгодно представлять себя единственным гарантом безопасности и суверенитета Грузии. Отсюда — воцарившаяся в республике шпиономания, отсюда — постоянные обвинения оппозиции в стремлении чуть ли не включить Грузию в состав Российской империи.
Тем не менее президент понимает, что в долгосрочном плане такая ситуация бесперспективна. Поэтому он старается делать в сторону Москвы какие-то месседжи, пытается где-то в чем-то торговаться. С одной стороны, Саакашвили громко говорит о невозможности урегулирования отношений с Москвой, с другой — он умудрился все стратегические объекты в Грузии передать в руки российского капитала, причем не только частного, но и государственного. Думаю, что и в вопросе о ВТО он попытается на каких-то уровнях поторговаться.
То есть, по вашему мнению, при сохранении нынешней власти в Тбилиси принципиальное улучшение российско-грузинских отношений невозможно?
Однозначно нет. Помимо того что это невыгодно Саакашвили, у него просто нет возможностей исправить ситуацию. Он недоговороспособен, его слову никто не верит. Любой ответственный грузинский политик, пришедший к власти в Тбилиси, будет налаживать диалог с Абхазией и Южной Осетией и сделает все для восстановления территориальной целостности Грузии. Хорошо, что президент России это понимает, что он и подчеркнул в своем интервью. Я считаю очень важными заявления Медведева о том, что в случае достижения договоренности между грузинами и абхазами, грузинами и осетинами Россия не будет этому препятствовать. Эти заявления открывают возможности для улучшения российско-грузинских отношений — но только с новым, ответственным правительством в Тбилиси.
Грузия понимает, что у России на Кавказе есть законные интересы, что Россия заинтересована в безопасности своих южных границ. С другой стороны, Россия также должна понимать и с уважением относиться к законным интересам Грузии — поддержанию суверенитета, территориальной целостности, невмешательству во внутренние дела республики. Медведев четко сказал, что Россия не собирается вмешиваться во внутренние дела Грузии, что судьбу президента республики должен решать только грузинский народ, — и я считаю, что это правильно. Мы, грузины, должны сами определиться и сами решить, хотим ли мы иметь такого президента, как Саакашвили, или нет. Это внутреннее дело грузинского народа, и никто не должен в него вмешиваться — ни Россия, ни Америка.