Мы не должны молчать
Споры вокруг "реформы-2004"
"Реформа – это не проблема русских или русскоязычных. Это давно стало проблемой всей страны!" – убежден патриарх латвийской журналистики, доцент ЛУ Абрам Клецкин. Напомним, что и его подпись значится под удивительным для Латвии меморандумом латвийской интеллигенции. Пожалуй, впервые за последние 10 лет латышская и русская интеллигенция смогли объединиться и выразить свое отношение к острой проблеме, волнующей все общество.– Г-н Клецкин, почему вы подписались под этим заявлением? Вы тоже считаете, что реформа должна быть отменена?
– Хочу особо подчеркнуть, что в обществе существует консенсус по поводу необходимости, живя в Латвии, знать госязык. То есть ни латыши, ни русские, ни представители других нацменьшинств не выступают против необходимости владения латышским языком. Что же касается реформы, то я протестую прежде всего против методов ее внедрения. Методы эти – скажу прямо – ВРАЖДЕБНЫ демократии. Я даже сейчас не хочу анализировать данную языковую пропорцию, закрепленную в законе. Меня волнует другое: почему в демократическом обществе принимается решение без учета мнения тех людей, которые должны это решение реализовывать и которые должны на основании этого решения получать образование? Такая тактика насильственной реформы не может привести к позитивному результату, самое же главное – это вредит всему обществу, всей стране. Реформа, точнее – методы ее внедрения, привели к росту напряженности, и я рискну утверждать, что это было выгодно крайним силам и слева, и справа. Конфликт вокруг реформы перечеркнул все те позитивные моменты, которые до сих пор наблюдались в Латвии.
Да, у нас и до принятия этой реформы были проблемы, но не было никаких этнических конфликтов, дискуссии проходили сугубо мирно и спокойно. Сейчас же мы видим, что ситуация крайне накалена. И это не может оставлять латвийскую интеллигенцию равнодушной. Это не должно оставлять равнодушными и латышей, которые должны понять, что подобная практика реализации реформы вредит всем. Это, повторюсь, уже больше не "личное дело" русских. Властям настала последняя пора сесть за стол переговоров, настала последняя пора найти компромисс по реформе.
– Вы считаете, что это заявление интеллигенции способно оказать какое–то влияние на власти?
– Вы знаете, есть такое понятие как кумулятивный эффект, то есть эффект накопления. Если мы будем сидеть сложа руки и молча наблюдать за происходящим, то, конечно, никаких изменений в лучшую сторону не будет. Нам нельзя молчать, и если мы объединим всю интеллигенцию – и латышскую, и русскоязычную, и будем требовать соблюдения демократических норм, то рано или поздно нас услышат.