logo

Хлебные крошки

Статьи

Русская Украина
Политика

Сергей Горский

На этот раз обошлось

Скорбные мероприятия, посвященные шестидесятилетию депортации крымских татар, прошли без эксцессов

18 мая в Крыму состоялись мероприятия, посвященные трагическому юбилею – 60-летию сталинской депортации крымских татар. Многие ожидали эту дату с опасением, ввиду упорных слухов о готовящихся в этот день провокациях. Причем одни их ждали со стороны экстремистски настроенных крымских татар и поддерживающих их украинских националистов, другие – со стороны "скинхедов" и пророссийских сил, третьи – от самой украинской власти. Но опасения не подтвердились.

Первые лица украинского государства всячески стремились подчеркнуть свою солидарность с крымскотатарским народом. 14 мая президент Леонид Кучма принял участие в вечере-реквиеме, посвященном трагическому юбилею, на котором отметил, что "депортация 1944 года стала самой большой трагедией крымскотатарского народа за все семь веков его истории, которая привела к необратимым последствиям. Крымские татары, как и украинские крестьяне, были отлучены от их земли-кормилицы – извечной основы бытия народа". Кучма подчеркнул, что украинцев и крымских татар объединяют две печальные даты – 1775 и 1783 годы. Первая дата – ликвидация Запорожской Сечи, вторая – государственности крымскотатарского народа. Это выступление президента было высоко оценено председателем Меджлиса Мустафой Джемилевым, подчеркнувшего, что "речь Президента произвела очень благоприятное впечатление на крымских татар".

17 мая премьер-министр Украины Виктор Янукович принял участие в торжественном открытии монумента "Возрождение крымскотатарского народа", воздвигнутого на территории Крымского государственного инженерно-педагогического университета. Янукович собственноручно заложил у основания памятника капсулу с обращением к поколению XXII столетия. В этом обращении говорится: "Депортированные народы возвращаются на историческую родину, и независимая Украина гарантирует им неотъемлемое право на свободное развитие. Народ Украины разделяет трагедию крымских татар и будет способствовать их сохранению как части мировой цивилизации. Во время торжественного открытия монумента, посвященного возрождению крымскотатарского народа, мы обращаемся к нашим потомкам из XXII столетия с призывом прийти к пониманию нашего общего единения с тем, чтобы на этой земле победили принципы добра и духовности, свободы и демократии".

В целях предотвращения всевозможных эксцессов в Крыму были предприняты беспрецедентные меры безопасности. По некоторым данным, в крымской столице было сосредоточено около 6 тысяч сотрудников правоохранительных органов, в том числе бойцы отряда "Беркут".

Помимо этого, Меджлис также принял ряд мер, ограничивших возможности для возникновения непредвиденных ситуаций. Накануне 18 мая были свернуты все так называемые "поляны протеста" на Южном берегу Крыма. В отличие от предыдущих годов, кроме митинга в день 18 мая, на полуострове не проводилось никаких других акций. Кроме того, Меджлис принял решение рекомендовать использовать на митинге только крымскотатарские и украинские флаги, отказавшись от исламских – зеленых. Рекомендовано было не скандировать, проходя по улицам Симферополя траурными колоннами "Аллах Акбар", поскольку, по славам Мустафы Джемилева, "это было бы неуместно в день скорби и неправильно может быть истолковано".

Вместе с тем, с согласия Меджлиса, "в целях противодействия возможным провокациям со стороны скинхедов" на полуостров прибыло около тысячи боевиков УНА-УНСО, что очень многими было оценено именно как провокация. Правда, 18 мая гости из Галиции старались не особо афишировать свое присутствие. Означает ли все это беспочвенность опасений многих экспертов о возможности "косовского сценария для Крыма"?

Думается, вздыхать с облегчением здесь рановато. И подтверждением подобного утверждения служат, как это ни парадоксально, события того же 18 мая. Точнее – политические требования и заявления крымскотатарских лидеров, обнародованные во время многотысячного митинга в Симферополе. Основные требования сводятся к следующему: признание крымскотатарского языка официальным языком крымской автономии и г. Севастополя; обеспечение представительства крымских татар во всех структурах представительной, исполнительной и судебной ветвей власти; восстановление "исторической топонимики Крыма"; обеспечение получения образования детям на родном языке; наделение крымских татар земельными наделами для строительства жилья в тех населенных пунктах, откуда они сами или их родители были депортированы 18 мая 1944 года, при этом особо оговаривается необходимость объявления моратория на предоставление земель для других целей в населенных пунктах Южного берега Крыма; всемерное обеспечение возможности возвращения на родину крымских татар, все еще остающихся за пределами Крыма.

С точки зрения крымских татар, эти требования вполне справедливы. Но трагедия заключается в том, что они во многом противоречат интересам славянского большинства, для которого Крым такая же родина, с могилами предков, с родными домами, со своей героической историей. У каждой стороны своя правда. И эта ситуация сейчас все более остро обнажает межнациональные противоречия, имеющие глубокие исторические корни. Характерно, что 18 мая в демократической риторике лидеров Меджлиса нет-нет, да проскакивали русофобские нотки.

"Такой варварской акцией коммунистический режим бывшего СССР реализовал вынашиваемые еще со времен завоевания Крыма Российской империей замыслы по окончательному "высвобождению" Крыма от его коренного народа", – говорилось в заявлении участников митинга.

В выступлении Мустафы Джемилева конкретно указывалось на "врагов" крымских татар. По его словам, накануне 60-летия депортации "шовинистическая пресса и политические провокаторы пророссийской ориентации, в их числе и некоторые депутаты Верховной Рады АРК, делали заявления и публиковали статьи с оскорблениями против всего крымскотатарского народа и его представительного органа – Меджлиса. Некоторые подонки из числа депутатов Верховной Рады АРК и одновременно руководители так называемого "Русского блока" договорились до того, что стали угрожать нам повторной депортацией и геноцидом".

Отрицая все обвинения в адрес крымских татар в организации недавних крымских столкновений на межнациональной почве, Джемилев всю ответственность возлагал именно на пророссийские силы, которым якобы потворствуют местные власти. И в этом вопросе ему явно изменило чувство такта: "Если подобные безобразия не прекратятся, то крымские татары будут вынуждены исходить из того, что правоохранительные органы полностью на стороне бандитов и шовинистов, и что защищаться им необходимо собственными силами. Если кто-то рассчитывает на то, что крымских татар в процентном отношении очень мало, и поэтому можно по отношению к ним совершать любые беззакония, то им быстро придется убедиться в том, что они глубоко ошибаются. Крымскотатарский народ, который в течение нескольких десятилетий смог бороться с самым мощным тоталитарным режимом в мире, найдет возможности защитить свои права".

В то же время в ряде оппозиционных изданий, близких союзнику Меджлиса Виктору Ющенко, появились статьи, созвучные именно таким настроениям и обвиняющие в разжигании межнациональной розни в Крыму чуть ли не лично Леонида Грача – известного украинского политика, пользующегося авторитетом у определенной части крымскотатарского народа и не скрывающего своих симпатий к России.

Так что, как это не печально, для многих 18 мая стало удобным поводом для громких политических заявлений, отнюдь не работающих на решение существующих на полуострове проблем. При этом создается впечатление, что некоторым силам как раз и не выгодно их решение. Как в старой народной мудрости: "Кому война, кому – мать родна".

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie