На голом энтузиазме Русский мiр не построишь
Или чем русские отличаются от корейцев
Портал RUSSKIE.ORG публикует текст выступления главы Русской общины Казахстана Ю.Бунакова на конференции Совета российских соотечественников Казахстана 29 июня 2009 года.
В 1994 году в Алма-Ату приехал К.Ф.Затулин – первый высокопоставленный чиновник новой России, поинтересовавшийся: "А есть ли здесь русские?". И предложив посольству собрать нас, представителей самоявленных организаций, сказал, что до тех пор, пока вы будете такие убогие, нищие и разрозненные, проку от вашей работы не будет.
С тех пор многое изменилось, однако богаче мы не стали. Когда-то в начале, нам обещали "дать снасть, а рыбу вы будете ловить сами". Время шло, но "снасть" мы так и не дождались.
Сегодня вопрос о создании системы финансовой поддержки соотечественников российской стороной воспринимается болезненно. Любые наши предложения – будь то льготный кредит с жёсткими условиями использования дохода на поддержку культуры или отчисления российским бизнесом, работающем на казахстанском рынке, на ту же цель в любой приемлемой форме – вызывают обвинения в попытке коррумпированного обогащения, в желании пилить бабло, т.е. утверждается: господа соотечественники лихорадочно думают только об одном – как бы украсть.
Словом, сложилась тупиковая ситуация, в которой достижение главной цели – собирание русского мiра – предлагается построить на голом энтузиазме.
Хуже того, аналогичное отношение наблюдается и к созданию крупномасштабных русских и казачьих объединений, когда в противовес им в Советы соотечественников вводятся мелкие, но многочисленные организации, обладающие равными правами и долей поддержки Посольства с вышеназванными республиканскими объединениями.
Так, на нашу конференцию наряду с демократически избранными в 14 областях и 2-х столицах 32-я делегатами, представляющими 5 авторитетных республиканских и региональных объединений, по отдельному списку допущены в качестве послушного большинства 25 представителей формально зарегистрированных и никого не представляющих организаций, а так же лица, кулуарно кооптированные в Страновой совет.
Принятый российской стороной принцип – "всем сёстрам по серьгам" независимо от того сколько у "сестры" детей - 2 или 20, напоминает политику "разделяй и властвуй".
Этот принцип вызывает тревожную мысль, высказанную в рубрике "русский вопрос" респектабельной и авторитетной Литературной газеты N21 о том, что и сегодня как и во все времена, начиная "… с средины XVI века имперское государство существовало и развивалось исключительно за счёт русских этнических ресурсов." При этом, "имперская ноша русского народа никогда не компенсировалась какими-либо политическими или культурными привилегиями и преференциями его трудящемуся большинству."
Складывается впечатление, что эту участь русского народа правящая элита решила сохранить на вечные времена. Отсюда – нелепые крики о русском фашизме или пресловутая "русская" статья 282 УК о разжигании межнациональной розни, по которой сидят исключительно русские националисты, или фальсификация истории, включая святую память о Великой Победе, или введение ЕГЭ, несмотря на массовые протесты учителей и родителей, или яростное сопротивление благородной цели обучения школьников основам Православной культуры и прочее, прочее, прочее…
Надежда умирает последней и эту надежду вселяет статья руководителя департамента МИД РФ господина Чепурина. В ней на примере китайского опыта дана концепция понятий общины как предтечи диаспоры, обладающей мощной экономической и культурной связями с исторической родиной. Автор предполагает, что когда-либо и русские общины станут полноценными диаспорами.
Могу подтвердить такую возможность на собственном опыте общения с Ассоциацией корейцев Казахстана, оборотный капитал которой превышает сотни миллионов долларов. Спрашиваю – за счёт чего? Отвечают – только за счёт принципа, когда ни одна южнокорейская компания не попадёт на казахстанский рынок без инвестиций в Ассоциацию корейцев Казахстана. И на это потребовалось те же 15 - 17 лет, сколько и нам на создание нищих организаций российских соотечественников.
Возникает вопрос – неужели на фоне баснословной помощи олигархическому капиталу десятки миллионов российских соотечественников, составляя естественную опору России за рубежом, не заслуживают поддержки, подобной корейскому опыту? Или причина в установке сохранения традиций, вышеупомянутых в Литературной газете?