На грани мифов:
где лучше жить - в Белоруссии или в Эстонии?
Приехав минувшим летом в Брест погостить к своему давнему знакомому по Кобринской школе-интернату, житель Таллинна Александр Алексеев побывал в белорусских магазинах и, несмотря на то, что кризис уже охватил эту страну, сильно удивлялся низким ценам на продукты питания, многие товары так называемой первой необходимости и услуги, в том числе коммунальные, на новые квартиры, пишет побеседовавший с таллиннцем житель Белоруссии Владимир Ефимов.
Проезд в городском транспорте стоил 35 центов, ежемесячная абонентская плата за проводной телефон – один доллар, бензин - один доллар за литр, очень плотный (два салата, порция творога, первое, двойной гарнир, две мясные котлеты и чай) обед в столовой выпускающего очень высокого качества молочные продукты комбината «Савушкин продукт» - 3 – 3,5 доллара, квадратный метр нового жилья в таун-хаусе – около 700 долларов. День в классном санатории на месте слияния двух озер обходится иностранцу, в том числе и эстонцам, в 33 доллара (лечение, четырехразовое питание, проживание в уютном номере, минеральная вода из местного источника и купание в крытом плавательном бассейне с минеральной водой).
Даже предвзято относящиеся к Белоруссии и ее руководству не могут не отметить высокий уровень практически бесплатной медицины и доступность современных стадионов и спортзалов. Особо восхищает открытый ровно год назад прекрасный, один из лучших в Европе плавательный центр. И, конечно, не могут не поразить самые главные «фишки» всех белорусских городов и поселков – потрясающая воображение чистота и высокая степень социальной защищенности граждан, еще способных получать бесплатные квартиры от государства. Работают все предприятия, очень многие – в три смены.
- Мои предки до 1940 года жили в Финляндии, говорит Александр Алексеев. - Я живу в Таллинне. Ещё в те далекие годы меня как инвалида с детства направили оттуда в Кобринскую специальную школу-интернат – одну из лучших в Советском Союзе. Там у меня появилось много друзей. Вернувшись домой, я совершенно бесплатно получил очень хорошую профессию оператора станков с числовым программным управлением. Она меня хорошо «кормила». В те времена я получал очень приличную, по 300 – 400 рублей в месяц, зарплату. Она позволила мне обзавестись двумя квартирами. Одна из них выручает и сейчас. Но приобрести их теперь было бы практически невозможно. Приходится тратить деньги на иное необходимое. Сейчас у меня важная забота: дать профессиональное образование своему двадцатилетнего сыну. Обучение его по этой же специальности мне обходится ежемесячно в 200 евро.
- Но утверждают, что в Эстонии как в стране Евросоюза очень высокая заработная плата и потому эстонцы могут себе позволить больше, чем белорусы.
- Это не совсем так. Причем надо смотреть на реальную зарплату, на прожиточный минимум, на то, что может позволить рядовой гражданин. Действительно, зарплата высока. Если верить официальным источникам, средняя заработная плата у нас колеблется от 800 до 900 евро. Но реальная, та, что на самом деле получают люди, колеблется от 500 до 600 евро.
- Эту сумму каждый ежемесячно кладет к себе в карман. А на что и – главное – сколько евро он оттуда реально и постоянно вынимает и платит за самое необходимое? Сколько отнимает квартплата?
- Рядовой эстонец за принадлежащую ему однокомнатную квартиру вместе со всеми коммунальными услугами платит от ста до двухсот евро. Плюс 30 – 40 евро за электричество. Пассажирский транспорт в Таллинне обходится горожанам, если приобретать месячные проездные билеты, значительно дешевле, чем не жителю эстонской столицы, которому приходится платить за каждую поездку около одного евро. Кстати, литр бензина в среднем стоит чуть более одного евро. А далее идут траты на также не менее жизненно важное – продукты питания. Естественно, без них человеку не прожить. Но при очень высоких ценах на них многим приходится постоянно лавировать между очень необходимым и своими финансовыми возможностями. Возьмем цены на самое необходимое продовольствие. Буханка хлеба – 1,15 – 1, 20 евро, литр молока – 0, 8, поллитровый пакет сметаны – 0,8, пачка сливочного масла – 1,0 – 1,5, овощи – 1,5 – 1, 6. Сразу скажу, что по своему качеству произведенные в Эстонии продукты значительно уступают белорусским.
- И это при том, что, напротив, еще в советские времена эстонские молочные продукты по праву считались самыми вкусными и калорийными.
- И белорусское пиво, стоящее у нас в три раза дешевле, значительно превосходит местное. То же самое относится и к крепким спиртным напиткам. Думаю, и брестская водка, если бы она к нам поступала, по этим же показателям вытеснила бы с рынкаместную. Если уже закончить сравнения, то в Белоруссии значительно дороже бытовая электронная техника – стиральные машины, компьютеры, холодильники и телевизоры.
- Однако вся эта электроника считается товаром длительного пользования, её не приобретают ежедневно, и потому она не может серьезно влиять на семейный бюджет.
- Кроме перечисленных мною расходов на квартиру, коммунальные услуги и продукты, значительную часть дохода приходится вынимать из кошелька на различные налоги. В Эстонии очень высок – 21 процент – подоходный налог. Кроме того, приходится платить один процент налога на случай безработицы, столько же – на страховку от несчастных случаев. А это уже почти четверть заработанного. Поход в кино отнимает от двух с половиной до трех с половиной евро, билет в театр стоит и того дороже – около десяти евро. А если вы заболели… Медицина у нас очень дорогая. Правда, выручает медицинская страховка. Инвалидам положено пособие на лекарства и, как мне, на слуховой аппарат. Правда, пособие не такое высокое, чтобы компенсировать человеку все затраты. Съездить в отпуск отдохнуть или подлечиться в санаторий даже одному человеку очень накладно. Двухнедельная путевка туда стоит от трехсот до четырехсот евро.
- Три года назад довольно сильно развитая в советские времена экономика Эстонии вместе с экономикой других страна Евросоюза оказалась в состоянии мирового кризиса.
- Он очень серьезно затронул интересы сотен тысяч простых людей и поспособствовал массовой безработице. Насколько мне известно, более сотни тысяч человек потеряли работу полностью или частично. Частично – это когда две недели человек работает, а две вынужденно свободен от неё.
- Это так называемая скрытая безработица.
- Некоторые оказавшиеся в таком положении получают пособия. Первые три месяца – 80 процентов от заработка, а затем каждые последующие три месяца пособие сокращается на 10 – 15 процентов и останавливается на отметке 45 процентов.
- Словом, простому человеку приходится постоянно выкручиваться. Итак, при анализе реальных расходов при существующей в современной Эстонии высокой заработной плате и отсутствии гарантированной, как в Белоруссии, глобальной социальной поддержке населения государством, которую большинство белорусских граждан считает обычным явлением, вам и большинству ваших соотечественников прожить очень сложно. И, наконец, не могу не спросить, как поживает покоривший меня еще в середине восьмидесятых годов прошлого века стоящий на самом морском побережье красавец Ледовый дворец?
- Насколько мне известно, он в плохом состоянии и требует ремонта, а землю под ним скупили американцы. У нас многое скупили также финны и шведы.
- Я благодарен вам за этот откровенный разговор. Он позволил пусть даже бегло взглянуть на жизнь простых граждан Эстонии, которая, как стало ясно, реально серьезно отличается от официально пропагандируемой.