На Кавказском направлении
Информационная безопасность России в Закавказье требует сегодня повышенного внимания российских властей
События первых лет нового XXI века наглядно демонстрируют, что сегодня информация и информационные технологии играют все большую роль в мировой политике. На смену холодной войне пришло активное и все возрастающее по масштабам, интенсивности и политической эффективности информационное соперничество, в котором активно участвуют Россия, США, а также целый ряд развитых государств Европы и Азии. Причем к этому процессу все более активно подключаются и бывшие "братские республики" СССР, что особенно явно проявляется в Закавказском регионе.Русские, Go Home?
Подобных русско-английских надписей, регулярно появлявшихся на заборах и стенах домов во всех закавказских республиках еще в начале 90-х годов, сегодня в регионе практически не встретишь. Полуграмотные каракули прошлых лет давно и прочно перекочевали с облупившейся штукатурки в соответственно запрограммированные заокеанскими учителями мозги многих политиков этих стран, став лозунгами практического действия. Поэтому важнейшей составной существующих и перспективных информационных рисков для нашей страны в Закавказье является угроза полного исключения России из процесса формирования общерегиональной концепции безопасности.
Еще в конце 90-х годов в Вашингтоне была сформирована концепция региональной безопасности для Закавказья, как геополитического региона, в котором пересекаются интересы США, Европы, России, Ирана и Турции, где американские стратегические интересы заключаются во включении в сферу своего влияния Грузии, Армении и Азербайджана. В статье известного американского политолога А.Коэна, в частности, говорится, что США должны "оградить области своих стратегических интересов от возможных опасностей, усиливая гражданские институты и экономические рынки в трех кавказских республиках с тем, чтобы гарантировать американским энергетическим компаниям возможность строительства нефте- и газопроводов на Запад через Черное и Средиземное моря вместо "северного" пути – через Россию и "южного" – через Иран".
Понятно в этой связи, что и в сфере информационной безопасности цели Запада и США, мягко говоря, мало соответствуют национальным интересам России. Прямым свидетельством этого очевидного факта является не только запрет или ограничения на ретрансляцию передач российского телевидения, сколько наличие в регионе сил "психологической войны" США и НАТО и получение местными прозападными силами доступа к современным информационным технологиям. В успешном поведении в Грузии т.н. "революций роз" с целью отстранения со своих постов экс-президента Э.Шеварднадзе и лидера Аджарии А.Абашидзе и прихода к власти откровенно прозападного режима одну из ведущих ролей сыграли как раз разработанные на Западе информационные "пиар-технологии".
Технология – массам?
Известно, что сегодня США и другие страны Запада обладают возможностями применения принципиально новых технологий, основанных на использовании новых физических принципов (НФП). В информационной сфере НФП предполагают использование принципиально нового "организационного оружия". То есть оружия, предназначенного для осуществления согласованных по целям, месту и времени разведывательных, пропагандистских, психологических, информационных и других мер воздействия на противника в целях вынудить его двигаться в угодном для своей стороны русле.
С его помощью можно направить политику противника в стратегический тупик, измотать его экономику неэффективными и непосильными программами развития, затормозить развитие вооружения, исказить основы национальной культуры, создать среди населения пятую колонну, всемерно поддерживающую, пропагандирующую и проводящую псевдореформы, и т.п. В итоге создается обстановка внутриполитического хаоса, ведущая к снижению экономической и военно-политической мощи государства и даже к его гибели.
Основу "оргоружия" составляют т.н. новые организационные технологии (НОТ). Они представляют собой упорядоченные совокупности постоянно совершенствующихся методов (программ, стратегий и т.п.) реализации управленческих решений, внедрения инноваций, поддержания информационных и других необходимых структурных связей, подбора и подготовки персонала, планирования, отчетности, контроля и др.
В результате определенных системных действий подобные НОТ обеспечивают, например, формирование предпосылок для управляемых извне экологических катастроф. Они также позволяют инспирировать "бесконечные" межнациональные распри и экономические кризисы, "всучивать" противнику устаревшие, потенциально вредные и тупиковые технологии, некачественную продукцию, в том числе средства компьютерной техники и связи, способные вызвать управленческий хаос в кризисных для страны ситуациях. Эти приемы способны, кроме того, внедрять в сознание людей модели поведения, противоречащие национальным традициям, мироощущению, нивелирующие историческую память народа, вызывающие духовную пустоту и нравственное разложение.
В XXI веке информационная безопасность не только отдельно взятого пользователя, но и практически любой сети стала до предела зыбкой и, к сожалению, не исключает несанкционированного внедрения извне в целях дезорганизации, дезориентации и дезинформации потенциального противника. Легко представить, к каким последствиям приведет ту или иную страну внедрение в ее глобальную компьютерную структуру программ, рассчитанных на использование замедленного деструктивного эффекта, или загрузка в любой функциональный узел персональных компьютеров деталей, способных активизироваться в установленное время. Труднее осознать, что один из центров практического использования подобных технологий функционирует сегодня у самых границ России – в Закавказье.
Вуду с кавказским акцентом?
Настоящие специалисты своего дела, как правило, не любят говорить о своих достижениях. Еще меньше бахвальство характеризует профессионалов, находящихся на содержании спецслужб. Однако иной раз информация об их достижениях нет-нет да и просачивается в прессу, как, например, это было в случае с применением израильтянами "оргоружия" против палестинцев, забаррикадировавшихся в одной из христианских церквей Вифлеема. Информация эта была благополучно предана забвению, хотя речь тогда шла о практическом применении уникальных технологий информационного воздействия на индивидуальное сознание человека, способных не просто влиять на психику, но вызывать у людей чувство страха, паники, злобы и даже смерть.
В последние годы в прессе неоднократно мелькала информация об отдельных деталях программ "МК-ультра", "Зомби", "Ящик Пандоры", направленных на выработку действенных форм целенаправленного воздействия на человеческое сознание, подчинение его воли. В настоящее время в целом ряде западных исследовательских центров (в частности, в лаборатории канадского психиатра Пейзингера) ведутся исследования по возможностям реального зомбирования человеческой психики. По данным российских экспертов, уже существуют апробированные и подтвердившие свою состоятельность электронные системы, обеспечивающие контроль за настроениями, поведением граждан, их политическими пристрастиями и т.д.
При определенных условиях подобные действия могут представлять и вполне реальную угрозу для информационной безопасности России. Тем более, если учесть, что на южных рубежах нашей страны сегодня расположена хорошо подготовленная и оснащенная группировка сил и средств "психологической войны" США и НАТО. И речь в данном случае идет не только о сверхсекретном "Центре планирования небоевых операций", расположенном на территории бывшего учебного центра Закавказского военного округа в Коджори (Грузия), но и о разветвленной сети стипендиатов печально известного "Фонда Сороса".
Указанный процесс реализуется в рамках программы США и НАТО по первоочередному развитию в государствах Закавказья информационных элементов общей инфраструктуры Североатлантического блока. Прочие ее составные элементы (военные базы, склады, аэродромная сеть и т.п.) планируется активно задействовать уже после окончательного вывода с территории Грузии объектов Группы российских войск в Закавказье, активно вытесняемых сегодня из региона официальным Тбилиси.
Таким образом, информационная безопасность России на не последнем для нее по важности Кавказском направлении требует повышенного внимания российского политического и военного руководства, которому, видимо, предстоит выработать и реализовать комплекс мер по нейтрализации здесь соответствующих угроз и укрепления собственных возможностей информационного влияния.