На коньке шоковой терапии
"Отец рыночных реформ" рекомендует шоковый рецепт для экономики Ирака
Директор Института экономики переходного периода и один из лидеров российских "правых" Егор Гайдар недавно вернулся из Ирака, где он находился по приглашению временной американской оккупационной администрации. "Кризисный управленец самого высокого полета", как льстиво именует Гайдара западная пресса, целых два дня вникал в тонкости нынешней иракской экономической ситуации и дал своим американским хозяевам несколько ценных советов.Как известно, кроме Егора Тимуровича, в команду приглашенных в Ирак советчиков входили также экс-президент Болгарии Петр Стоянов и бывший премьер-министр Эстонии Март Лаар. Все они якобы имеют "ценнейший опыт" проведения рыночных экономических преобразований в странах, бывших под властью тоталитарных режимов. В администрации же Дж.Буша посчитали, что восстановление постсаддамовского Ирака будет во многом похоже на то, с чем пришлось сталкиваться "реформаторам" в бывших соцстранах.
Отвечая на вопросы журналистов об итогах своей багдадской поездки, Гайдар поспешил уверить, что массовой приватизации, вроде той, что до сих пор болезненно отражается на обстановке в российском обществе, в Ираке не будет. Иначе туда, видимо, послали бы не Гайдара, а Анатолия Чубайса. Он так же признал, что вопросы приватизации иракской нефтяной промышленности в Багдаде с американскими хозяевами его команда не обсуждала. Как деликатно намекнул директор Института экономики переходного периода, "…это настолько тонкое решение, что его должны принимать сами иракцы".
Но поскольку очевидно, что сами иракцы вряд ли будут иметь возможность в обозримом будущем что-то решать в этой области, то, скорее всего, дело в том, что здесь американцы в советах Гайдара вовсе и не нуждаются. Тем более, что как отметил сам Егор Тимурович, "…частная будет нефть в Ираке или государственная, от этого проблемы платежеспособного баланса, проблемы финансовой политики, структуры доходов бюджета, либерализация или не либерализация цен – все это совершенно не зависит".
Не секрет, что главная проблема, стоящая сегодня перед населением многострадального Ирака – это такие прозаические вопросы, как восстановление разрушенных американо-британскими "освободителями" нормального водоснабжения, подачи электроэнергии, обеспечения людей продуктами питания и предметами первой необходимости, медицинского обслуживания и т.д. В том, что эти вопросы стоят крайне остро Е.Гайдар смог даже убедиться на личном опыте, героически снося почти трое суток перебои с водой в самом лучшем (по сегодняшним меркам) отеле в Багдаде.
Имеющий репутацию "кабинетного экономиста" Егор Тимурович, по его признанию, не догадался подождать 15 минут после открытия крана в своем гостиничном номере, чтобы из него пошла, наконец, теплая вода. То, что во многих городах России (благодаря его же "рыночным реформам") это до сих обычная практика, Гайдар, видимо, никогда не слышал.
Тем не менее, "автор российских рыночных преобразований" со товарищи в течение своего краткого пребывания в Ираке усиленно пытались придумать схему экономических реформ для Ирака. Как скромно отметил Егор Тимурович, они не ставили перед собой амбициозной задачи разработать комплексную программу восстановления разоренной войной страны, а всего лишь "постарались дать комплекс советов". Как считает Е.Гайдар, в послевоенном Ираке придется провести либеральные реформы, отчасти похожие на те, что были начаты им в России в 1992 году.
При этом он, не чуждый любви к саморекламе, все-таки не удержался и подчеркнул свою особую ценность для американцев, как практического эксперта по проведению "шоковых" реформ. Ведь, по словам Гайдара, "хотя в Америке есть прекрасные специалисты, но почти никому из них не приходилось размораживать цены или вводить новую валюту, никому из них не приходилось действовать в ситуации, когда в стране ходит много валют, никому из них не приходилось проводить масштабную либерализацию и вырабатывать экономическую политику, когда в стране нет эффективного механизма обеспечения законности и порядка". Зато, у Егора Тимуровича, опыт решения таких проблем оказывается есть.
В то же время Гайдар патриотично не забыл и об интересах Родины. По его мнению, у России "есть неплохие шансы принять самое активное участие в восстановлении Ирака". В частности, он подчеркнул, что кооперация с таким крупным игроком на рынке нефти, которым вскоре снова станет Ирак, может оказаться даже важнее непосредственного участия в подъеме иракской экономики. Правда, Гайдар не сообщил, в какой мере и на каких условиях администрация США, реально контролирующая сейчас иракские нефтяные богатства, намерена считаться с российскими интересами в этой стране.
Однако, подводя итоги своего вояжа в Багдад, Егор Тимурович вновь залез на любимого конька – "шоковую терапию". По его глубокому убеждению, если говорить об иракской экономике в целом, то ее придется "не только восстанавливать, но и перестраивать".
То есть, по всей видимости, Гайдар настойчиво посоветовал американской администрации в Ираке устроить иракцам такую "шоковую терапию", которая, возможно, покажется им еще большим шоком, чем недавняя разрушительная война, и заставит их забыть обо всем, кроме собственного выживания в "новых экономических условиях".
Андрей Белов
Ссылки по теме:
Гайдар в поход собрался