"На Нарвской улице близ Екатериненталя…"
Памятник культуры в опасности
В особняке семьи Епинатьевых – русских купцов, благотворителей и меценатов, почетных граждан Ревеля, обосновались бомжи. Окна и двери охраняемого государством деревянного дома начала ХIХ века зияют пустотой. С удручающей регулярностью на Нарва маантеэ, 26, выезжают пожарные.Из ревельских купцов
– Есть в Таллинне дома, которые хранят прошлое, создают неповторимую ауру истории, – говорит магистр истории культуры, научный сотрудник Таллиннского педагогического университета, член правления Русского исследовательского центра в Эстонии Татьяна Владимировна Червова. – И каждый день приносят новые открытия.
Именно в диссертации Т.В. Червовой "Из истории культурной и общественной жизни русских в Таллинне 1880-1905 годов" прослеживается потрясающе интересная биография дома на Нарва маантеэ, 26.
Основателем рода, построившим особняк на углу Нарва маантеэ и улицы Крейцвальди, был ревельский купец II гильдии Дмитрий Михайлович Епинатьев, один из активных деятелей Русского православного купеческого общества. Человек разносторонний, Дмитрий Михайлович летом 1839 года пригласил жить в дом отпущенного после 15 лет заключения для поправки здоровья декабриста Василия Сергеевича Норова. Декабрист писал тогда родным: "Здесь ... я был очень хорошо принят всеми. Адрес мой: в Ревеле на Нарвской улице близ Екатериненталя..." (Кадриорга).
Одаренные, музыкальные
Поступок отца, пригласившего жить в дом "государева преступника", находившегося под надзором полиции, стал примером в понимании общественных явлений для детей Дмитрия Михайловича Епинатьева. Его сыновья получили классическое гимназическое образование в престижной Domshule (Домской школе) на Вышгороде, где училось немецкое дворянство. В ней были и коммерческие классы, куда принимали детей состоятельных купцов.
После смерти Дмитрия Михайловича фирму возглавил его второй сын Алексей. Унаследовав от отца коммерческий и организаторский талант, он стал купцом I гильдии. Алексей увлекался музыкой, обладал хорошим баритоном и слыл прекрасным исполнителем русских песен и романсов. В 1849 году было организовано знаменитое немецкое привилегированное певческое общество Revaler Verein für Mannergesang. И в него были приглашены лишь несколько русских купцов – в том числе и Алексей Дмитриевич Епинатьев.
Дальнейшая история семьи достойна подробнейшего описания не на одной сотне страниц. Скажем лишь, что Алексей Дмитриевич Епинатьев женился на Евгении Кноблаух – примадонне колоратурно-сопранового репертуара Гамбургской оперы. Ради брака с ним Евгения перешла в православие и оставила сцену, но продолжала петь для друзей и на благотворительных вечерах. Ведь Алексей Дмитриевич был одним из инициаторов создания Русского ревельского благотворительного общества.
К началу 1860-х годов дом Епинатьевых стал настоящим центром культурной жизни Ревеля. Именно здесь зародилось первое и самое крупное в Эстонии русское музыкально-певческое общество "Гусли", действовавшее с 1861 по 1933 год и объединявшее лучшие силы русского общества. В 1891 году его председателем был брат Петра Ильича Чайковского – Анатолий Ильич, юрист, вице-губернатор Эстляндии. Дирижировали хорами общества известнейшие музыканты – Карл Брунов и Константин Тюрнпу. На Нарва маантеэ, 26, под руководством Евгении Ивановны Епинатьевой репетировали и первый спектакль по русским народным сказаниям – "Костромские леса", в 1873 году он был показан в Городском театре.
Все дети почетных граждан Ревеля Алексея Дмитриевича и Евгении Ивановны Епинатьевых были одаренными и музыкальными. Среди их потомков – более 20 деятелей науки и культуры Эстонии и России.
Большая и Малая Епинатьевские
Раньше дом был окружен флигелями и большим садом. Усадьба простиралась до "Парк-Отеля" – огромный участок с огородным хозяйством. Ведь именно с огородничества Епинатьевы и начинали. На городской карте 1880-х годов четко видна надпись – "Епинатьевс гемюзенгартен". В 1880 году при перепланировке улиц Алексей Дмитриевич Епинатьев подарил городу часть семейного участка земли. Тогда же на карте Таллинна появились Большая и Малая Епинатьевские — нынешние улицы Терасе и Хыбеда.
Особняк принадлежал семье до Первой мировой войны, когда фирма Епинатьевых постепенно пришла в упадок. Практически до конца 40-х годов прошлого века Епинатьевы снимали весь первый этаж дома на Нарва маантеэ, 26. Потом переехали на соседнюю улицу.
В семье всегда говорили на разных языках, потомки Епинатьевых до сих пор одинаково свободно владеют русским, эстонским и немецким. Младшие дети ходили в немецкий детский сад. Старшие учились тоже, в основном, на немецком. Ведь первая русская школа появилась в Ревеле лишь в 1871 году – мужская Александровская гимназия. В ее здании на площади Виру занимаются студенты Таллиннского педагогического университета. В последнее время все чаще обсуждается – не снести ли это историческое здание. Но сегодня уже есть решение экспертного совета Министерства культуры: сохранить.
А правнуки купцов сейчас с болью наблюдают за разрушением особняка, построенного почти два столетия назад. О былой славе напоминают лишь вензели "Е" на козырьках подъездов.
– На прошлой неделе опять был пожар, – рассказывает один из прямых потомков Епинатьевых Юрий Николаевич. – Больно смотреть, как дом, в котором я родился и жил до 40-х годов, горит и разрушается. А ведь это историческое здание находится под охраной государства. Оно стоит в начале Нарва маантеэ – отсюда начиналось кадриоргское предместье, открывалась галерея деревянных домов ХIХ века.
Теоретически дом закрыт – окна первого этажа парадного фасада аккуратно забиты досками. Но стоит войти во дворик, где все оконные и дверные проемы зияют пустотой, и становится понятным, что внутрь попадет любой. Если, конечно, не боится в темноте наткнуться на груду обломков кирпичей и досок. Бомжи не боятся.
Центру культуры – быть?..
– Дом на Нарва маантеэ, 26, принадлежал семье Епинатьевых, сыгравших важную роль в жизни не только русской общины, но и Таллинна в целом, – говорит Татьяна Владимировна Червова. – Меценаты, благотворители, они принимали самое активное участие в культурной жизни города. Все это прослеживается в исторических документах и описано в моей научной работе. Истории общества "Гусли" посвящена и моя подробная статья, опубликованная весной этого года на эстонском языке в номере ХIV (ХVIII) сборника Vana Tallinn, который, кстати, выходит под эгидой Таллиннской горуправы и редактируется известным эстонским историком, эмерит-профессором, академиком Раймо Пуллатом. Больно смотреть, как разрушается дом, более полувека являвшийся одним из центров культуры Таллинна.
Как сказал в интервью "Молодежи Эстонии" главный специалист Таллиннского Департамента культурных ценностей Айвар Ноорма, по закону государство имеет преимущественное право выкупить историческое здание. Но поскольку денег у государства нет, этим правом оно практически не пользуется.
В конце минувшего года особняк Епинатьевых приобрело OÜ Deiranos. К сожалению, связаться с ним не удалось. Из переговоров собственника со специалистами Департамента культурных ценностей ясно, что дом планировалось отреставрировать и сделать там квартиры. Потом случился первый пожар, и план, видимо, рухнул. История пожаров, зафиксированная Таллиннским Пожарно-спасательным департаментом, неоднократно описывалась в прессе на эстонском языке. А в доме время от времени все так же возникают пожары…
Департамент культурных ценностей, призванный следить за сохранностью и приведением в порядок исторических объектов, конечно, пытается вразумить владельца: направляет предписания, может наказать штрафом в размере до 18 тысяч крон. "Мы уже делали предписания OÜ Deiranos, – говорит господин Ноорма. – Последнее из них было отправлено два месяца назад. Как владелец прореагировал? Закрыл досками все окна и дверные проемы. Но их все время кто-то снова открывает. Мы уже подготовили новое предписание". Только вот подействует ли оно?..
Заместитель председателя Русского исследовательского центра в Эстонии, кандидат исторических наук, доцент Эстонско-Американского бизнес-колледжа Виктор Алексеевич Бойков предлагает не ждать, пока особняк окончательно разрушится.
– Необходимо сохранить дом Епинатьевых как памятник культуры, – считает Виктор Бойков. – Мы будем обращаться за поддержкой в Департамент культурных ценностей. Постараемся привлечь к решению проблемы Музей русской культуры, русских депутатов Таллиннского горсобрания и Рийгикогу. Чтобы воссоздать на Нарва маантеэ, 26, центр русской культуры в том виде, в каком он существовал полтора столетия назад.