На первом месте – собственное достоинство
В Грузии готовится закон, упрощающий "восстановление и подтверждение" гражданства
Как только начинаются разговоры о неоимперской политике России, сразу появляются какие-то недомолвки и неясности, явно демонстрирующие несостоятельность всех этих обсуждений. Налицо тот факт, что связи с Россией дают партнерам по СНГ намного больше преимуществ, чем ей самой. И поэтому как-то неубедительно называть неоимперской политику, которая дает очевидные материальные результаты, более выгодные тем, кого обычно представляют жертвой. Да и повадки иной жертвы мало напоминают "оборонительные".Многолетним чемпионом по предъявлению претензий к России была и остается Грузия. Сейчас в республике готовится закон, упрощающий "восстановление и подтверждение" грузинского гражданства. Речь идет о "многих гражданах Грузии, работающих в России и помогающих своим семьям". Что касается грузинского руководства, то для него выполнение данного закона не представляет никакой сложности. Получается, что официальный Тбилиси не видит греха в том, чтобы снять с себя заботу о, сотнях тысяч своих граждан и переложить ее на российское государство. Совершенно не задаваясь вопросом: а можно ли пользоваться Россией? Она – машина по производству долларов, причем с вечным двигателем: загружаешь в нее своих безработных, от которых одни проблемы, а Россия в ответ начинает закачивать средства для спасения Грузии.
К великому сожалению, это не метафора, а действительность. За последние годы из Грузии выехало полтора миллиона человек, из них не менее миллиона – в Россию. В свое время президент страны Эдуард Шеварднадзе обещал миллион новых рабочих мест. Вот и нашли их в России, за ее счет, ибо у нее своя собственная безработица. С введением визового режима тогдашний министр юстиции Грузии Михаил Саакашвили без восточной витиеватости советовал выходцам из Грузии, проживающим в России: приспосабливайтесь, домой не возвращайтесь, меняйте гражданство, а если понадобится – либо восстановим грузинское, либо его подтвердим.
Возникает отнюдь не риторический вопрос: какая страна в такой ситуации выглядит хищницей, а какая – жертвой? Однозначно, Россия ни по масштабам, ни по роли в мировых делах на жертву не похожа. Однако терпеть-то приходится ей. Принимая у себя сотни тысяч выходцев из Грузии, она вовсе не по-имперски сносит афишируемое грузинами пренебрежение к этой своей помощи. Вот одна из таких "афиш", помещенных накануне последних президентских выборов в газете, публикующей государственные документы: "Кто хочет возвращения в рабство, утраты независимости Грузии, чести и свободы, возврата к тоталитарному обществу, тот может поддержать пророссийские силы, которые уж точно не накормят голодного (Россия не может прокормить своих голодных), но приведут нас к утрате независимости".
Здесь все, казалось бы, не имеет здравого смысла. Но так уж повелось после распада СССР, что Россия позволяла и не такое. Вроде бы помогать молча – дело благородное. Но когда мы молчим о себе, о нас говорят другие. Вот и получается, что, с одной стороны, Россию изображают хищницей, с другой – относятся к ней как к дойной корове. С этим необходимо немедленно покончить. Это и вопрос благосостояния нации, и дело международного престижа, и, может быть, самое главное – дань самоуважению.
Безусловно, для миллионов людей из стран СНГ Россия стала отдушиной, которую нельзя перекрывать. За последнее десятилетие в РФ переселились 8,5 миллиона человек, и поток их не убывает. Но в вопросах миграции имеется свой нюанс: никакие шаги государства никоим образом не должны усугублять и без того тяжелое положение соотечественников в странах СНГ. Любые меры на сей счет – такие, как готовящийся закон о гражданстве, новая концепция миграционной политики, двусторонние документы о безвизовом режиме не могут быть одобрены, если они не соразмерны интересам наших соотечественников за рубежом.
С первого дня своего существования СНГ должно было раз и навсегда решить проблему минимизации для простых людей ущерба, вызванного развалом Советского Союза. Но оно практически этим не занималось. Тема обеспечения прав огромной мае россиян в странах Содружества не выдвигалась на передний план вопреки логике, продиктованной ведущей ролью России и реальной, невыдуманной незащищенностью огромной по численности группы русскоязычного населения на постсоветском пространстве.
Что и говорить, вина бывших pyкoвoдителей России велика. Однако она не должна заслонить прямую ответственность руководителей и представителей политической элиты тех стран СНГ и Прибалтики, которые были непосредственными носителями зла – массовых нарушений прав человека. Проблемы становления национальных государств, консолидации общества, выработки национальной идеологии слишком часто решаются за счет унижения национальных меньшинств, в особенности этнических россиян.
СНГ имеет свою ценность для России. Она заинтересована в его сохранении и укреплении. Но только как Содружества по существу, а не по форме. Единственный путь к этому лежит через уважение друг к другу государств-участников, через соблюдение принципа взаимности, отказ от потребительского отношения к России. Время иждивенчества должно уйти в прошлое.