logo

Хлебные крошки

Статьи

Культура
Культура

Владимир Абросимов // ИТАР-ТАСС

На сцене "Русского дома" в Берлине

Бенефис вахтанговских актеров Юлии Борисовой и Василия Ланового

Они появились на сцене "Русского дома" в Берлине из-за кулис внезапно. Как будто только что "сошли" с киноэкрана – гордая Настасья Филипповна из картины Ивана Пырьева "Идиот" по роману Достоевского и Вронский из не менее впечатляющего фильма по роману "Анна Каренина" другого гения русской литературы – Толстого. Люди аристократического духа XIX века – так они выглядели из зала – народные артисты СССР, лауреаты многочисленных премий и почетных наград Юлия Борисова и Василий и Лановой, блестяще сыгравшие свои роли в ХХ веке.

Также они смотрелись и сейчас, хотя, конечно, время внесло свои штрихи в их внешний облик. Но и в начале XXI века этот великолепный "артистический тандем" устроил в Российском доме науки и культуры, пригласившем их на творческий вечер в Берлин, блистательный "театр двух актеров". В двух отделениях. В первом солировала стройная, по-прежнему темпераментная и своенравная Юлия Борисова, одетая в элегантное мерцающее черное платье с приколотым к нему огромным красным цветком. А ей с нескрываемым удовольствием "подыгрывал" импозантный Василий Лановой в черном строгом костюме с бабочкой на белой сорочке. Оба вполне походили на исполненных достоинства участников светского бала.

Но замечательная артистка предпочла выступить в роли коварной принцессы Турандот из одноименного спектакля московского театра имени Евгения Вахтангова, поставленного в свое время прославленным режиссером Рубеном Симоновым. С нею вместе сильно заявил о себе в роли принца тогда еще совсем молодой перспективный актер, но еще не очень знакомый ей... По-молодому задорно, с юмором они сыграли и сейчас сцену их взаимного, естественно, "сценического обольщения", отмеченного бурными аплодисментами зрителей. А в награду им Юлия Борисова, не стесняясь, что не совсем в подходящем одеянии для прыжков через голову, исполнила такой кульбит, который просто привел в восторг зал.

Лановой пошел по несколько иному пути, предпочитая познакомить с "жизненными кульбитами", с которыми сталкивала его судьба. Великую Отечественную войну, он, например, в десятилетнем возрасте встретил в поселке... Борщи на Украине. Туда, ничего не подозревая, его привезла мама из Москвы на отдых к дедушке и уехала обратно. А через неделю Борщи уже оказались захваченными оккупантами. Правда, они не закрыли школу на замок. И однажды во время занятий охранник, который всегда присутствовал на уроках, почему-то не пришел. Тогда учитель литературы достал потрепанную книжку, за которую, как потом стало ясно, его могли сразу расстрелять, и стал читать ее детям. "Как закалялась сталь"... Так в далеком поселке на Украине маленький Вася Лановой впервые встретился с одним из своих любимых впоследствии героев, которого великолепно сыграл в фильме Алова и Наумова.

Лановой сделал еще одно неординарное признание. Оказывается, из его сыгранных в кино примерно 60 ролей самой любимой ролью, хотя она и является самой крохотной в его актерской биофафии, является эпизодическая роль человека, лежащего на пляже из кинокомедии "Полосатый рейс". С парохода в море выпрыгивают тигры, направляясь к берегу. Но этот персонаж картины замечает только то, что в воде появилась необычная группа пловцов. И он многозначительно произносит фразу, оставшуюся до сих пор "крылатой": "Хорошо плывет эта группа в полосатых купальниках". Неужели это любимая роль? Да, ответил Василий Лановой, но можете воспринимать это как шутку.

Но, когда он заговорил о любимом поэте – Пушкине, то уже не шутил. Пушкин, по его образному выражению, "одна из духовных опор России, которые держат ее на поверхности и не дают утонуть во все трудные времена. Именно поэтому он очень востребован сейчас". Василий Лановой знакомил с неизвестными деталями драматической биографии Александра Сергеевича, как истинный пушкиновед. Вот лишь один эпизод. Еще ночь, чуть брезжит осенний рассвет. На развилке проселочных дорог между Михайловским и Тригорским стоит Пушкин. К нему приближается кибитка, останавливается. Александр Сергеевич подходит и в окошко подает сидящей в кибитке молодой женщине книгу. Это – Анна Керн, она уезжает в Ригу к мужу. Навсегда. Анна открывает книгу, видит лист бумаги с бегущими пушкинскими строчками. "Я помню чудное мгновенье...", – читает в тишине зала Василий Лановой.

Он и Юлия Борисова подарили это "чудное мгновенье" всем присутствующим в этот вечер в берлинском "Русском доме", который посвятил его проходящему в Германии Году российской культуры.

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie