logo

Хлебные крошки

Статьи

Кавказ
Политика

Сулейман Аббасов, Теймураз Нодия.

На юге Грузии назревает новый Карабах?

Актуально

Несмотря на демонстративное проявление дружбы, которую президенты Алиев и Саакашвили выказывают друг другу при любой возможности, а также активно пропагандируемые союзнические отношения, которые связывают Грузию и Азербайджан как членов блока ГУУАМ и основных партнеров по нефтепроводу "Баку-Тбилиси-Джейхан", нынешнее состояние связей между двумя закавказскими государствами иначе как напряженным не назовешь. В случае, если уже в самое ближайшее время стороны не сумеют локализовать целый комплекс нерешенных проблем во взаимоотношениях, не следует исключать, что в перспективе в регионе Южного Кавказа появится еще одна перманентная конфликтная зона…

Пороховая бочка межэтнических конфликтов


Можно по разному относиться к ленинско-сталинской национальной политике, но трудно спорить с тем, что максимально приглушенные в СССР межэтнические противоречия после развала некогда единой страны резко обострились. Особенно наглядно это проявилось в Закавказье, где в течение непродолжительного времени вспыхнуло сразу три все еще не решенных вооруженных конфликта, унесших жизни почти 7 тысяч человек и лишивших крова почти миллион граждан. Трагизм нынешней внутриполитической ситуации на Южном Кавказе при этом связан не только с очевидной тупиковостью общеизвестных карабахского, абхазского и югоосетинского противостояний, но и с высокой вероятностью возникновения в регионе новых очагов межэтнического противостояния. При этом, если некоторые из конфликтов имеют весьма отдаленную перспективу, то другие, наблюдаемые, в частности, в векторе грузино-азербайджанских отношений, уже сегодня развиваются более чем интенсивно. Можно, конечно, делать вид, что никакой проблемы не существует и ничего конфликтного в отношениях между двумя соседними государствами не происходит. При желании, в принципе, происходящее можно объяснять "происками врагов", "криминальными разборками", "попытками навести правопорядок", что, правда, ограничивает анализ следствием, а не первопричинами. Суть же продолжающихся уже не первый год грузино-азербайджанских противоречий лежит как в истории предмета, так и в его сегодняшней интерпретации.

Названный конфликт, как известно, возник между двумя закавказскими странами еще осенью 1918 года, практически сразу после провозглашения их независимости, и был связан с взаимными территориальными претензиями, где Тбилиси претендовал на Закатальский район Азербайджана, исторически населенный грузинами-ингилойцами, а Баку – на Марнеульский и Гардабанский районы Грузии, являющиеся регионом компактного проживания азербайджанцев. Начавшийся спорами конфликт вскоре перерос в интенсивные боевые действия, которые были приостановлены советизацией двух республики, не решившей, как показывают нынешние события, сути конфликта.

В настоящее время в Азербайджане продолжает проживать небольшая грузинская диаспора, численность же этнических азербайджанцев в Грузии достигает 400 тысяч человек, значительная часть которых населяет названные выше приграничные Марнеульский и Гардабанский районы и, судя по событиям последних 10-15 лет, не испытывает удовлетворения по поводу собственного положения в этой стране…

И снова национальный вопрос


Возобновление грузино-азербайджанского конфликта в новейшей истории также связано с процессом восстановления независимости двух государств в начале 90-х годов прошлого века. Именно к этому периоду относится решение Звиада Гамсахурдиа о массовом заселении приграничных с Азербайджаном районов грузинами-сванами, ранее проживавшими в пострадавших от стихийных бедствий горных регионах. Волевое решение первого грузинского президента, как известно, привело к вооруженному противостоянию и кровопролитию, остановить которое удалось лишь с большим трудом.

В течение последующих лет азербайджанское население регулярно обращалось к центральным властям с жалобами на произвол грузинских чиновников, но каждый раз стихийное недовольство представителей крупнейшего в стране нацменьшинства умело микшировалось официальным Тбилиси. Эдуард Шеварднадзе приблизил к себе наиболее авторитетных лидеров диаспоры и ввел азербайджанцев в состав парламента, а его друг и единомышленник Гейдар Алиев активно убеждал земляков в необходимости проявления лояльности к властям страны, гражданами которой они являются.

Притушенный лишь на время конфликт, однако, не был решен и возобновился сразу же после победы в Тбилиси "розовой революции". Трудному и не сулящему скорый успех поиску политического решения очевидной проблемы новые власти предпочли эффективные спецоперации, проведенные в регионе под эгидой борьбы с коррупцией и контрабандой и направленные, как оказалось, исключительно против представителей азербайджанской диаспоры. Правопорядок в регионе спецназ не навел, а вот недовольство нацменьшинства вызвал, и только очередное "подключение" Баку позволило избежать нового обострения ситуации. Побывавший в регионе в ходе своего официального визита в Грузию Алиев-младший в очередной раз успокоил земляков, пообещав, правда, что будет внимательно следить за развитием обстановки.

К сожалению надо констатировать, что за прошедшее время обстановка в населенных азербайджанцами районах Грузии не изменилась. Летом-осенью грузинские силовики провели в Марнеульском и Гардабанском районах целую серию специальных операций, в результате которых было задержано и арестовано свыше 200 человек, среди которых, как ни странно, не оказалось ни одного грузина. И это при том, что выявляемые правонарушения не ограничивались территорией компактного проживания азербайджанцев, сама контрабанда переправлялась и сбывалась во внутренних районах страны, а местные жители не раз называли правоохранительным органам имена тех, кто стоит за нелегальным бизнесом в Тбилиси.

К зиме непонятная "слепо-глухота" грузинских властей привела к новому витку напряженности в регионе. 3 декабря с.г. в селе Гуллар Марнеульского района произошло первое вооруженное межэтническое столкновение, в результате которого была убита пожилая азербайджанка Хилал Идрисова и ранено еще 4 человека. Выступающие с критикой дискриминационной политики грузинских властей жители села потребовали справедливого расследования обстоятельств дела и встречи с Михаилом Саакашвили. При этом, по заявлению одного из участников продолжающейся акции протеста Гашама Гараева, преступники до настоящего времени продолжают разгуливать на свободе, а грузинский президент не только отказался от встречи с представителями азербайджанской диаспоры, но даже не пожелал прокомментировать трагический инцидент.

8 декабря 2004 года в селе Вахтангиси соседнего Гардабанского района вооруженные азербайджанцы взяли в заложники 30 сотрудников грузинской финансовой полиции, которые проводили операцию по изъятию контрабандного товара и были отпущены только после вмешательства спецназа внутренних войск и МГБ. Борьба официального Тбилиси с контрабандой при этом вполне понятна и оправдана. Однако, по единодушному мнению участников митинга протеста у здания грузинского посольства в Баку, а также срочно отбывшей в соседнюю страну азербайджанской парламентской делегацией, она не должна осуществляться исключительно по национальному признаку…

Рельсовая война


Отличительной чертой нынешнего обострения грузино-азербайджанских противоречий является "рельсовая война", разгорающаяся на границе между двумя странами вот уже полтора месяца. С начала ноября с.г. на приграничном железнодорожном КПП задержано свыше 900 составов с грузами, следующими в Грузию из России и Средней Азии через территорию соседнего государства. Официальной причиной задержки считается расследование, начатое таможенным комитетом Азербайджана по подозрению в транзитном следовании части грузов в Армению, что, как указывается, противоречит интересам Баку и грузино-азербайджанскому соглашения от июля 2004 года.

Как бы то ни было, в дополнение к обострившейся межэтнической ситуации в Грузии "рельсовая война" существенно осложняет отношения между двумя странами, выводя их на уровень таких болезненных для развивающихся стран политических и экономических разногласий. В настоящее время уже практически свернут транзит нефтепродуктов из Туркмении, почти на треть сокращен оборот Батумского и Потийского портов. В Баку все громче раздаются призывы к созданию в Грузии азербайджанской автономии, предполагающей, как минимум, передачу диаспоре власти в регионе компактного проживания этого нацменьшинства. Хочется верить при этом, что нынешние власти Азербайджана и Грузии сумеют найти выход из ситуации, чреватой формированием на Южном Кавказе еще одной перманентной конфликтной зоны.

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie