На Запад пойдешь – власть потеряешь,
на Восток пойдешь...
Конец прошлой недели определил актуальные контуры внешней политики Белоруссии. Официальный Минск разочарован как в восточном, так и в западном направлении и нацелен на сотрудничество со странами третьего мира. Ярким показателем тому стала поездка белорусского президента Александра Лукашенко на Кубу, в Венесуэлу и в Эквадор. В Минске независимые наблюдатели не сомневаются, что власти страны сами вогнали себя в геополитический цугцванг, и теперь только для галочки имитируют активную деятельность.Турне президента Белоруссии Александра Лукашенко в страны Латинской Америки запомнилось несколькими яркими высказываниями. На Кубе «Батька» призвал американцев снять эмбарго с Острова Свободы, в Венесуэле он благословил Уго Чавеса на новый президентский срок, и презентовал своего 7-летнего внебрачного сына в качестве наследного принца дома Лукашенко.
Вообще-то ничего неожиданного в новом векторе белорусской внешней политики нет. Еще два года назад Александр Григорьевич публично признался, что ему приходится идти туда, где его ждут, где его не знают и где его принимают. А список стран, где «не знают, ждут и принимают» сократился до неприличия. Отношения с Западом находятся в таком кризисе, что сейчас о важности налаживания диалога с Минском не говорит даже президент Литвы Даля Грибаускайте, которая последние три года считалась неутомимым лоббистом Белоруссии в Европейском Союзе. Кризис продолжается уже второй год, и новые санкции Евросоюза со списком новых белорусских олигархов, которым закрывается дорога дальше Бреста, если ничего форс- мажорного не случиться, примут через пару недель. Показательным было и присутствие белорусского президента на просмотре финала Евро – 2012 в Киеве. Польские лидеры - президент Бронислав Комаровский и премьер-министр Дональд Туск - приезд господина Лукашенко в Киев комментировали в не особо радужных тонах, а украинская сторона всем своим видом показывала что «непрошеный белорус – хуже татарина». Ситуацию «спасал» лишь президент Грузии Михаил Саакашвили, лично благодарный Александру Лукашенко за отказ от признания независимости Абхазии и Южной Осетии. Впрочем, белорусский Батька в своей карьере не раз доказывал, что при необходимости он может обиду и не заметить, и не почувствовать никакого морального дискомфорта. Чего стоит к примеру его прошлогодняя история с Владимиром Путиным и Дмитрием Медведевым: после того как российские лидеры не стали встречаться с ним в Москве, белорусский президент поехал за ними в Сочи и дожидался их там. Главы иностранных государств – это не белорусские журналисты или корреспонденты иностранных СМИ в Белоруссии и Комитет Государственной Безопасности Белоруссии не имеет возможности возбудить против них уголовные дела по статье «оскорбление чести и достоинства президента».
Кроме морального аспекта, инцидент имел и немаловажную политическую составляющую. Пока что Запад четко дает понять Александру Лукашенко, что его любимая тактика – брать заложников и требовать за них политических и финансовых дивидендов перестает приносить успех. Так было, к примеру, в 2008 году, когда после освобождения из заключения группы политзаключенных во главе экс-кандидатом в президенты Александром Козулиным, после чего начался процесс либерализации между ЕС и Белоруссией. Весь 2011 год Минск беспрерывно посылал сигналы в Европу о своей готовности к новым раундам диалога на тех же условиях - в обмен на освобождения новой партии политзаключенных – оппозиционеров. Однако на этот раз Запад не подался.
Цена нынешних взаимоотношений Минск – Брюссель даже не в моральном аспекте. Во первых, существует явное разногласие по поводу судьбы политзаключенных. Для Запада этот вопрос – предварительное условие начала диалога. Для Александра Лукашенко – это предмет торга в ходе диалога, после чего должны наступать уступки со стороны Запада, в виде отмены санкций и оказания финансовой помощи. Но понятно, что отпустив из заключения своих оппонентов, белорусские власти в любой нужный момент могут их вернуть обратно. Никаких гарантий противного нет, да и Александр Лукашенко не раз подтверждал свою репутацию человека, который хозяин своего слова – захотел - отдал, а захотел – вернул обратно.
Во вторых, Запад от Минска кроме освобождения «политузников» требует еще и полной либерализации внутриполитической ситуации в стране. Это, в первую очередь, изменения в Избирательном законодательстве, которые могут полностью разрушить сложившегося машину по подтасовке выборов. Напомним, согласно белорусскому законодательству, избирательные комиссии формируются не из представителей политических партий, а трудовых коллективов и чиновников. А наблюдатели не имеют возможности непосредственно проследить за ходом подсчета голосов. Кроме того, требования либерализации предусматривают также прекращения преследования представителей негосударственных СМИ, и допуск альтернативной точки зрения в государственные. В Минске не забыли уроки 2010 года, когда выступления оппозиционных кандидатов в президенты в прямом эфире собрали в центр города 19 декабря 50 тысяч человек. При этом, тогда все происходило на фоне экономического благополучия – средних зарплат в размере 500 долларов и дешевизны продуктов. Сейчас зарплата 500 долларов опять становится целью правительства, а по росту цен Белоруссия опередила все постсоветское пространство. Объединение политических и социальных протестов может очень сильно затруднить работу белорусских силовиков, которые до сих пор без особых проблем справлялись с акциями протеста. Есть еще один немаловажный фактор – нынешняя политическая стабильность в стране, по мнению многих экспертов, де факто держится на глубоком страхе общества перед властью. Откручивание гаек может привести к ослаблению этого страха.
Восточное направление для Минска имеет свою особенность. Путинский тезис «кто как обзывается – так и называется» прекратил публичную перепалку между Москвой и Минском. Да и внешне выглядит все для белорусской стороны вполне благополучно. Белоруссия получает российские энергоносители почти по внутрироссийским ценам, российские рынки открыты для белорусских товаров и кредиты из ЕвроЗЭС Минск, пусть и с задержками, но все же получает. Однако совсем недавно российский премьер Дмитрий Медведев поручил заняться расследованием фактов перепродажи российский энергоносителей под видом красителей. Как писала газета «Известия», согласно межправительственному соглашению, российские энергоносители в Белоруссии поставляются без выплаты экспортных пошлин, только для внутреннего потребления. С реэкспорта предусматривается выплата экспортных пошлин, которые должны перечисляться в российский бюджет. В Минске наблюдатели утверждают, что это бизнес, который контролируется представителями ближайшего окружения Александра Лукашенко. На этом фоне, вряд ли было случайным обращение российских производителей молока к правительству в июле этого года с просьбой помочь им в борьбе с демпингом белорусских конкурентов, ограничив поставки молочных продуктов из Белоруссии.
Напомним, что одним из условий представление кредита ЕврАзЭС Белоруссии была приватизация белорусских предприятий. Была составлена дорожная карта «кредиты – в обмен на приватизацию». Согласно этой карте в 2011-2012 году должно было быть приватизировано 17 белорусских предприятий. Соглашение было подписано осеню 2011 года, когда белорусская экономика переживала острый финансовый кризис. Немаловажное место в этом соглашении занимала судьба, к примеру, минского завода МАЗ. Весною прошлого года тогдашний российский премьер Владимир Путин во время своего визита в Минск уже сообщил об успешном завершении переговоров. Его слова подтвердил и председатель белорусского Совета министров Михаил Мясникович. Но после того как экономическую ситуацию с помощью российских вливаний удалось стабилизировать, президент Белоруссии Александр Лукашенко в послании парламенту сообщил что «работники предприятий обеспокоены продажей». А на днях, в своем обращении по случаю дня Независимости Белоруссии, Батька вновь подтвердил свою позицию. Получается, что Москву опять кинули, причем, на этот раз жертвой оказалась не какая-нибудь Балтика, а лично глава российского государства. И сейчас независимые наблюдатели в Минске почти единогласно прогнозируют начала нового российско – белорусского противостояния к осени.