logo

Хлебные крошки

Статьи

Времена
История

В.Тростников

Над чем смеемся?

Социальные аспекты известного феномена

Смех... Странный феномен, присущий только человеку и незнакомый остальному животному миру. Первый смех ребенка знаменует согласие на жизнь во плоти. И с той поры, сколько бы этот человек ни прожил, его смех всегда будет знаменовать одно и то же: мир не так плох. В фольклоре, где смеху отводится важное место, эта его жизнеутверждающая суть очень хорошо осознается. Вспомним сказку о Несмеяне-царевне. Царь озабочен тем, что его дочь, дожив до девичьего возраста, ни разу не смеялась. Сюжет имеет простой, но глубокий смысл. Царевна в течение многих лет не принимает этого мира. Хотя она вроде бы и живет во плоти, но уклоняется от полноценного существования, в том числе от главного его проявления – родовой жизни. Но отсроченный примирительный смех все же звучит, после чего она сразу вступает в брак. И чем смех вызван? В обеих приведенных версиях одним и тем же неожиданным доказательством того, что даже такие неприятные твари, как мыши, жуки и раки могут быть добрыми, а свиньи способны грациозно танцевать. Принцесса видит, что земное бытие более приемлемо, чем она считала прежде, и капитулирует перед ним. Подтверждением правильности такого понимания сказки о Несмеяне служит отпочковавшаяся от нее сказка о мертвой царевне. Тут отказ от участия в земном бытии экстремален: царевна вообще выходит из этого бытия, оставляя за собой чистое существование, лишенное всякой активности, и погружаясь в летаргический сон. Герой будит ее и женится на ней. Это значит, что и Несмеяна, хотя она двигается, тоже пребывает сущностно в царстве мертвых, где не только она, но и никто не смеется. Этот поразительный факт стал известен народному сознанию еще в незапамятные времена, отразившись в огромном количестве фольклорных сюжетов, особенно того, который описывает путешествие героя (в действительности шамана) в потусторонний мир. Вот что говорит об этом В.Пропп: "Можно наблюдать, что живой, проникающий в царство мертвых, должен скрыть, что он жив, иначе он вызовет гнев обитателей этого царства как нечестивец, переступающий запретный порог. Смеясь, он выдает себя за живого. Это представление совершенно ясно в североамериканском индейском мифе. Здесь герой проникает в царство мертвых, имеющее зооморфную природу: оно населено животными. "Тогда весенний лосось сказал: разве вы не видите, что он мертв? Но тот не поверил и сказал: давайте пощекочем его, тогда мы увидим, жив он или мертв. После этого они стали толкать его в бока, так что он чуть не засмеялся". В русских сказках вход в царство мертвых охраняется Ягой. Герой, отправляясь туда, получает напутствие: "Ну смотри, братец, когда придешь в избушку, – не смейся!" Более разработана эта мысль в одной из сказок народа коми. "У входа в избушку сестра говорит брату: войдем – не смей смеяться. Не будь дураком. Как захочешь смеяться, – прикуси нижнюю губу. А если засмеешься, – Яга-баба нас обоих поймает, только мы с тобой и жили". Итак, смех есть важнейшая характеристика царства живых, отличающая его от царства мертвых. Засмеявшись вскоре после своего появления на свет, человек соглашается жить в толще материи и потом бесчисленное число раз подтверждает это согласие опять же смехом, переставая смеяться лишь тогда, когда уходит в область смерти, где нет смеха. И даже если его смех не может быть результатом объективно обоснованного оптимизма, он меняет местами причину и следствие и делает смех причиной своего оптимизма. Нам помогает строить и жить не только песня, но и смех, ибо "мы можем петь и смеяться как дети среди упорной борьбы и труда". Будем же оповещать своим смехом планету, что намерены жить на ней, вопреки ее несовершенству. Вот что такое смех – вестник жизни! Здесь может показаться, что разговор окончен. Нет, это было лишь необходимое предисловие. Дело в том, что есть феномен, который незаконно присвоил себе имя смеха, хотя таковым не является. Это – насмешка. И цель моего доклада состоит в разоблачении этого самозванца и в раскрытии его сути, совсем не похожей на сущность подлинного смеха. Что выражается смехом у нормального человека? Радость от информации, что мир оказался лучше, чем он думал. Поскольку он концентрирует свое внимание на картине мира, для него это повод к веселью. А что может вызвать радость и смех нарцисса? Известие о том, что он лучше других, доказательством чего служит известие, что другие оказались хуже, чем он полагал. И он злорадно насмехается над окружающими. Подлинный смех есть свидетельство миру о его пригодности для жизни, поэтому он есть акт внешнего жизнеутверждения. Насмешка над плохими и глупыми окружающими людьми есть внутреннее свидетельство самому себе о своем величии, которое ведет к раздуванию гордыни, к желанию "быть как боги" и дальше к банальной истории отпадения от Бога и гибели. Таким образом, насмешничество есть утверждение смерти. А теперь о главном предмете. Сегодня все каналы телевидения буквально заполонены смехачами, поставившими свое дело на индустриальную ногу. Они изо всех сил смешат публику, но то, что они ей предлагают – зачастую вообще не смех. Это предложение всласть понасмешничать над недоумками, которые живут вокруг в изобилии, и испытать при этом радость фарисея: "Хорошо, что я не такой, как они!" Разве этот смех – не жизнеутверждение? Нет, это провоцирование самодовольства и без того имеющих о себе завышенное мнение обывателей, ведущего к их духовной смерти. Некоторые самоотверженные сатирики даже себя не жалеют, изображая таких дебилов, по сравнению с которыми и последний дурак чувствует себя гением и хохочет тем самым хохотом, который извергался из глотки Мефистофеля. То, что такое насмешничество – уродливо и разрушительно, начинают понимать сегодня многие, и об этом стали, хоть и робко, говорить в СМИ. Пример – одна из статей в "Литературной газете" с подзаголовком "Гробофон для опостылевших телесатириков". Я же, как философ, счел полезным указать на метафизический смысл псевдосмеха. Осознав этот могильный смысл, мы должны признать нынешнее массовое смехачество очень опасным социальным явлением.

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie