logo

Хлебные крошки

Статьи

Безопасность
Политика

Сергей Григорьев

Надежда на мир или пауза в войне

Сразу после израильско-палестинского саммита американские и западноевропейские газеты опубликовали много статей на тему о "новой надежде на мир

Состоявшиеся в начале февраля на фешенебельном египетском курорте в Шарм-аш-Шейхе встреча и переговоры премьер-министра Израиля Ариэля Шарона и лидера Палестинской автономии Махмуда Аббаса получила весьма восторженные оценки западных политиков и СМИ. В целом они сводились к тому, что эту встречу можно считать первым шагом в деле вывода ближневосточного процесса из глухого тупика и возвращения конфликтующих сторон к известному международному плану "дорожная карта".

Сразу после израильско-палестинского саммита американские и западноевропейские газеты опубликовали много статей на тему о "новой надежде на мир на Ближнем Востоке", "близком конце" палестинской интифады и унесшего тысячи жизней многолетнего кровопролития, прекращения терактов с использование смертников и т.д.

Примечательно, что никакого документа Шарон и Аббас в ходе своей встречи не подписали. Основным результатом первого с 2000 года израильско-палестинского политического контакта на высоком уровне стал обмен устными декларациями о прекращении всех актов насилия. Аббас пообещал, что палестинцы не будут совершать нападения на израильтян, а Шарон обещал, что израильские силы прекратят военные операции против палестинцев.

Израильские и палестинские представители договорились также обсудить вывод израильских войск из пяти городов на Западном берегу реки Иордан. Израиль обязался освободить из своих тюрем 900 палестинских заключенных. Для наблюдения за реализацией этих договоренностей будут созданы совместные комиссии. Кроме того, Аббас принял приглашение посетить личную резиденцию Шарона на юге Израиля, а Шарон выразил согласие посетить Аббаса в его резиденции в Рамалле.

Комментируя обстоятельства, приведшие к "историческому рукопожатию" Шарона и Аббаса, наблюдатели отметили, что в немалой степени это стало возможным только после смерти Ясира Арафата, с которым Израиль принципиально не желал вести какой-либо конструктивный диалог. Кроме того, очевидно, что одну из главных ролей здесь сыграла переизбранная на второй срок администрация США.

Новый американский госсекретарь Кондолиза Райс дебютировала в новом качестве именно в вопросе израильско-палестинского мирного процесса. Американская дипломатия в последнее время весьма активно работала (а точнее – "выкручивала руки") как с израильской, так и с палестинской стороной, а также подключила к участию в организации встречи Аббаса и Шарона наиболее проамериканских среди влиятельных арабских лидеров – президента Египта Хосни Мубарака и короля Иордании Абдаллу.

Как полагают некоторые аналитики, администрация Буша в рамках своего суперпроекта "Большого Ближнего Востока", предусматривающего радикальное политическое, экономическое, информационное, психологическое и идеологическое переустройство всего арабского мира в "демократическом" (т.е. проамериканском) направлении, решила в первую очередь урегулировать или хотя бы надежно нейтрализовать израильско-палестинский конфликт. Американские стратеги справедливо считают, что именно этот конфликт является главной питательной средой радикального антизападного исламизма и международного терроризма.

Если удастся решить эту проблему, это во многом может облегчить положение главного союзника США – Израиля и позитивно скажется на ситуации в Ираке, где американские войска увязли в партизанской войне с исламистами. Поэтому смерть Арафата и приход к власти "умеренного" и даже в какой-то степени "прозападного" Аббаса были восприняты в Вашингтоне, как уникальный шанс для достижения прорыва в палестинской проблеме. Не случайно новый госсекретарь США Кондолиза Райс заявила в этой связи, что "настало время воспользоваться предоставленной возможностью, которую нельзя упускать".

Поэтому американское руководство возлагает на Махмуда Аббаса большие надежды – президент Буш даже публично заявил, что ему "можно доверять" и вместе с Шароном пригласил этой весной посетить Вашингтон. Израиль в свою очередь подталкивает Аббаса к активным и решительным действиям против палестинских радикалов, требую от него "на деле" доказать серьезность своих обещаний покончить с насилием. В свою очередь и Аббас, будучи прагматиком, не скрывает своей заинтересованности в установлении мира, что даст ему возможность, оттеснив радикалов и экстремистов с палестинской политической арены, укрепить здесь свое положение, власть и влияние.

Однако при всем оптимизме оценок итогов саммита в Шарм-аш-Шейхе говорить о решительном переломе в решении палестинской проблемы, видимо преждевременно. На пути к миру в Палестине лежит еще слишком много препятствий. Причем, как на палестинской, так и на израильской стороне. Некоторые палестинские радикальные организации – "Исламский джихад" и другие – явно не спешат поддержать миролюбивые декларации Махмуда Аббаса.

Представители этих группировок уже заявили, что не считают себя связанными перемирием, которое было объявлено на саммите в Египте палестинским и израильским лидерами. По их мнению, заявления Махмуда Аббаса "выражает лишь позицию палестинских властей. Оно не выражает позицию палестинских движений". Судя по этому, палестинские "ультра" пока вряд ли горят желанием сложить орудие и переквалифицироваться в мирных строителей или фермеров.

А это значит, что вполне реален конфликт между Аббасом и радикалами. И хотя США обещают свою активную помощь в подготовке и оснащении сил безопасности Палестинской автономии, исход их возможного противостояния с боевиками трудно предсказуем.

В Израиле также активно действует "партия войны", заявляющая о своем недоверии нынешнему палестинскому руководству и считающая, что палестинскую проблему можно решить только с позиции силы. Даже правительство Шарона, настаивая на возвращении к мирному процессу, считает, что переговоры об окончательном статусе Палестины – о границах и судьбе Иерусалима, должны решаться только после вывода израильских сил из сектора Газа.

Однако если экстремисты возобновят обстрелы и нападения на израильские войска и поселенцев в Газе, то эвакуация сектора израильтянами может быть приостановлена или даже отменена. Подобная же постановка вопроса не устраивает палестинцев. Между тем, Ариэль Шарон уже многозначительно предупредил о зыбкости достигнутого перемирия из-за того, что "экстремисты" готовы застопорить мирный процесс.

Большое значение для устойчивости мирного процесса в Палестине безусловно имеет и позиция всего арабского мира, в первую очередь соседних государств. И если в отношении Египта и Иордании вашингтонские архитекторы израильско-палестинского примирения могут быть относительно спокойны, то позиция Сирии считается большой проблемой, как для мирного процесса в Палестине, так и для Израиля и ситуации в Ираке. В ходе своего недавнего турне по Европе Кондолиза Райс, как известно, заявила, что "Сирия не может с одной стороны заявлять, что хочет мира, а с другой – поддерживать тех, кто готов этот мир подорвать".

О том, как именно будет Вашингтоном и Иерусалимом решаться "сирийская проблема", пока судить трудно. Но очевидно, что это только одна из целого комплекса проблем, которыми придется заниматься для закрепления итогов саммита в Шарм-аш-Шейхе. В свете этого, успех декларированных на курортном саммите израильской и палестинской сторонами намерений отнюдь не гарантирован. Ведь и в прошлом обе стороны давали немало обещаний, которые потом сами же и нарушали.

Безусловно, можно считать, что шарм-аш-шейхская встреча формально сдвинула ближневосточный процесс с мертвой точки, но она пока не привела к прекращению вооруженного противостояния евреев и палестинцев и фактическому концу интифады.

Станет ли Шарм-аш-Шейх началом дороги к миру или только паузой в многолетней войне, зависит от воли и искренности намерений обеих сторон, надежной нейтрализации экстремистов в обоих лагерях, а также от способности США и остального мирового сообщества практическими делами содействовать поиску компромиссов и примирению. Без этого всерьез рассчитывать на начало реального мирного процесса в Палестине просто бесполезно.

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie