"Надоевшая и безнадежная оккупация"
Ситуация в Ираке все больше напоминает американцам Вьетнам
Ситуация в "освобожденном" Ираке уверенно превращается в постоянную головную боль для администрации Дж.Буша. Резко возросшие в последнее время потери оккупационных войск США и их союзников наряду с материальными затратами на восстановление и "демократизацию" этой страны вызывают усиливающееся недовольство американских налогоплательщиков. В свете предстоящих в будущем году в США президентских выборов это чревато для нынешней команды Белого Дома большими неприятностями.По данным опросов общественного мнения, проведенных в США в начале ноября, рейтинг популярности Дж.Буша впервые упал ниже 50% (до 47%). Как полагают многие эксперты, главными причинами этого стали не только недавние случаи групповой гибели американских военнослужащих, когда иракскими "федаинами" были сбиты два военных вертолета, но и укрепляющиеся в американском обществе аналогии с войной во Вьетнаме.
Как и во Вьетнаме, американские войска в Ираке все больше увязают в болоте бесконечной партизанской войны на истощение и демонстрируют неспособность установить контроль над оккупированной страной. Сходство усиливается также постоянным, хотя и не столь масштабным, как во Вьетнаме, потоком гробов американских солдат, прибывающих из Ирака в Штаты. Некоторые обозреватели усматривают параллели с вьетнамской войной в сходстве политических судеб Джорджа Буша и 36-го президента США (1963-1969 гг.) Линдона Джонсона. Для последнего война во Вьетнаме, как известно, сыграла роковую роль в политической карьере. Не исключено, что это же грозит и нынешнему президенту в связи с войной в Ираке.
Недавние решения министерства обороны США о "добровольной" регистрации всех граждан призывного возраста также явно не прибавило популярности политике нынешней администрации. Предложение Пентагона всем гражданам страны старше 18 лет добровольно явиться в призывные комиссии наводит многих американцев на размышления о возможности возрождения всеобщей воинской обязанности. Всеобщая воинская обязанность в США была отменена конгрессом в 1973 году после вывода американских войск из Вьетнама.
Представители военного ведомства США, правда, отрицают слухи о возможном возрождении воинской обязанности. Официально кампания по привлечению добровольцев проводится потому, что сейчас в армии США свободно 80% вакансий. Однако в Америке не является тайной тот факт, что вооруженные силы, особенно сухопутные войска, испытывают хроническую нехватку личного состава для проведения затянувшихся военных операций в Ираке и Афганистане.
Даже максимальное использование Национальной гвардии и готового резерва не слишком спасает ситуацию. Сроки пребывания солдат и офицеров в зонах боевых действий постоянно увеличиваются, что приводит к росту недовольства военнослужащих и членов их семей, а также общему снижению морального духа личного состава. Отмечается рост количества уклоняющихся от повторной отправки в Ирак национальных гвардейцев и резервистов, случаи дезертирства и попыток скрыться от отправки в Ирак путем выезда за рубеж – в Мексику, Канаду и т.д. Как полагают американские обозреватели, если возрождение воинской обязанности произойдет в год президентских выборов, это приведет к катастрофическим последствиям для шансов Джорджа Буша на повторное переизбрание. Поэтому до выборов возобновление системы военного призыва маловероятно.
Между тем обстановка в Ираке складывается для войск коалиции во главе с США все более неблагоприятно. Отмечается растущая частота, изощренность и эффективность партизанских атак против оккупационных сил, в том числе с применением переносных зенитно-ракетных систем и управляемых фугасов. Официальные потери американских оккупационных сил, понесенные ими с момента объявления 1 мая об окончании военной кампании в Ираке, приближаются к 200 убитым. Как считают независимые эксперты, на самом деле это число занижено не менее чем в три раза. Потери несут и союзники США, в частности польский и украинский контингенты "международных сил безопасности" в Ираке.
Тяжелым ударом для администрации США стало решение Турции отказаться от направления 10 тысяч своих военнослужащих в Ирак. Американское командование планировало разместить турецкий контингент в т.н. "Суннитском треугольнике", где военные США несут самые большие потери. Ряд других стран обещавших прислать в Ирак свои войска, например Япония, также не спешат это делать. В связи с этими обстоятельствами Пентагон был вынужден принять решение о возвращении в Ирак 1-й экспедиционной дивизии морской пехоты и подготовке к отправке на "иракский фронт" новых частей Национальной гвардии.
Наблюдатели отмечают и значительные изменения в общественном сознании иракцев не в пользу США и их союзников. Если после вторжения американцев 43% иракского населения рассматривали коалиционные войска как "силы освобождения", то, по данным последнего опроса, теперь такое мнение разделяют лишь 15% жителей Ирака. На этом фоне представители администрации США всячески пытаются создать у своих граждан и мировой общественности впечатление о "непоколебимой уверенности" Вашингтона в успехе своей политики в Ираке. В частности, президент Дж.Буш заявил, что Америка ни при каких условиях не уйдет из Ирака и непременно одержит там победу. Ему вторят министр обороны Д.Рамсфелд и представители военной и гражданской оккупационной администрации США в Ираке. Американские официальные лица также утверждают, что им противостоит "жалкая кучка" сторонников прежнего режима и международных террористов.
На самом деле, по оценкам зарубежных экспертов, состав "сил сопротивления" в Ираке имеет сложный, "многослойный" характер и охватывает как значительные слои населения страны, так и "внешних игроков". На "низовом уровне" против оккупационных сил воюют т.н. "народные федаины" – те иракцы, которые считают своим долгом участвовать в вооруженной борьбе с "иностранными завоевателями" или мстящие за гибель близких и другие обиды, нанесенные "освободителями". Здесь же присутствуют "интернациональные исламские добровольцы" из числа пробирающихся в Ирак сторонников радикального ислама, жаждущих поучаствовать в "священном джихаде" против "большого Сатаны" – США.
На среднем уровне борьбу с войсками США и лояльными им новыми иракскими властями осуществляют вооруженные формирования, руководимые функционерами свергнутого режима Саддама Хусейна и бывшей правящей партии БААС. И, наконец, на "высшем уровне" в Ираке ведется профессиональная террористическая война, направляемая международными террористическим структурами вроде "Аль-Каиды". Именно они стоят за взрывами управляемых смертниками автомашин у административных зданий и международных представительств в Багдаде.
Все это вызывает большие сомнения в реальности заверений американского руководства о "выдающихся успехах" в нормализации обстановки в Ираке. Не так давно даже заместитель министра обороны США Пол Вулфовиц признал, что продолжающиеся нападения на солдат коалиции могут свести на нет все усилия по восстановлению страны.
В последнее время администрация Дж.Буша особые надежды возлагает на планы "иракизации", т.е. перекладывания основного бремени борьбы с "сопротивлением" на новые иракские силовые структуры, лихорадочно сколачиваемые сейчас американскими инструкторами. К сентябрю 2004 г. в новой иракской армии будут служить 40 тысяч человек, а в полиции – еще 180 тысяч. Однако скептики, напоминая о провале в свое время аналогичных планов "вьетнамизации", предупреждают, что военнослужащие и полицейские "нового Ирака" не обязательно будут лояльны американцам и посаженному ими правительству.
Сталкиваясь с растущей критикой в СМИ и конгрессе своего курса в Ираке, администрация Д.Буша в ответ обвиняет своих противников и журналистов в "непатриотизме" и запрещает репортерам фотографировать прибывающие в США из Ирака гробы и места падения сбитых американских вертолетов. Но это мало помогает. Все чаще возникающие аналогии с Вьетнамом делают "надоевшую и безнадежную оккупацию" Ирака (слова бывшего видного эксперта Пентагона Дэниела Эллсберга) все более непопулярной в самих США и ведут к заметному снижению международного авторитета Вашингтона.
Серьезные американские и международные обозреватели указывают, что если в Вашингтоне не осознают необходимость вернуть Ираку его суверенитет и создать необходимые условия для широкого участия международного сообщества в урегулировании кризиса, какой-либо прогресс здесь вряд ли будет возможен. Наоборот, ситуация будет только ухудшаться.
Пока же, судя по всему, преследуемой призраком "вьетнамского синдрома" администрации США предстоит тяжелая зима в Ираке.