logo

Хлебные крошки

Статьи

Бои за историю
История
Белоруссия

Александр Штефанович

Наполеономания и «смердяковщина» в Белоруссии

Двойственность позиции официального Минска

15 сентября т.г. на встрече с Владимиром Путиным президент Белоруссии Александр Лукашенко в очередной раз заявил о принадлежности белорусов к русскому народу: «И нам надо держаться друг за друга - двум, скажем так, русским, по большому счету, народам».

Казалось бы, что это - исторически очевидная истина, и публичное высказывание по этому поводу белорусского президента должно восприниматься как само собой разумеющееся. Но дело в том, что в Белоруссии на государственном уровне не прекращается идеологическая обработка населения не просто в смысле национально-культурной отдельности белорусов от русских: белорусскому населению навязывается мысль о том, что Россия была извечно враждебной Белоруссии, бездарной тиранией.

Взять хотя бы отмечаемый в нынешнем году 200-летний юбилей Отечественной войны 1812 года. Казалось, что все это дела давно минувших дней. Но оказывается и те далекие события можно использовать для причинения вреда авторитету России и белорусско-российским союзническим отношениям. К примеру, в Республике Беларусь, имеющей статус официального союзника России, уже длительное время ведется кампания по прославлению деяний Наполеона Бонапарта и фактическому оправданию вторжения его полчищ в Россию в 1812 году. Представители официальной белорусской исторической науки, министерства культуры РБ, а также государственные СМИ вопреки имевшей место исторической действительности из кожи вон лезут, чтобы представить нашествие двунадесяти языков на наше Отечество едва ли не освободительным походом, направленным на вызволение белорусских земель от «российской тирании».

Особенно усердствует на этом неблаговидном поприще газета администрации президента РБ «Советская Белоруссия», которая буквально выискивает новоявленных «смердяковых» для того, чтобы разместить на своих страницах очередную порцию «чернухи» о России и русской истории.

Так, 12 сентября «Советская Белоруссия» поместила обширное интервью с неким недоучкой от истории (учился в МГУ, но диплома не получил) Евгением Понасенковым, который со страниц «главной газеты страны» тиражом в 400 тысяч экземпляров обрушил на белорусских читателей потоки примитивных измышлений об Отечественной войне 1812 года. «С военной точки зрения в 1812 году победили французы – ибо нанесли русским поражение во всех главных битвах (Смоленск, Бородино, Малоярославец), с точки рения политической и экономической выгоды победила Англия. Для России это катастрофическое поражение по всем статьям. Тактика бездарного русского командования была такова: если сражаться не умеем, всё уничтожим».

А вот разглагольствования ведущего авторской рубрики (Понасенкова) в журнале «Квип» по поводу патриотических чувств русского народа: «Крестьяне Волоколамского, Серпуховского, Коломенского, Покровского уездов Московской губернии заявили, что «Бонапарт – в Москве, стало быть, он наш государь». У них не было не то что понятия родины (они с географией незнакомы), но и понятия «малая родина» – их ведь часто продавали без земли и отдельно от семьи. Потому никто не встал «на защиту царя и Отечества».

Комментировать тут нечего. Смердяков он и есть смердяков. Только вот хотелось бы все-таки понять – где же истинное лицо официального Минска? На встречах с главой российского государства или на страницах органа администрации белорусского президента «Советской Белоруссии»?

Но все же публикации, в пусть и самых тиражных газетах при всей их крикливости – не более чем трескотня и преходящая пена, а вот официальная позиция белорусских чиновников от истории, а следовательно содержание учебников и идейная направленность памятников не могут не вызывать обеспокоенности, т.к. формируют сознание целых поколений.

Еще летом Институт истории Национальной академии наук РБ официально заявил, что Отечественная война 1812 года для Белоруссии не носила отечественного, т.е. освободительного и справедливого характера. В свою очередь министерство культуры РБ весь текущий год буквально насаждает культ Бонапарта и его генералов.

Особенно по душе министру культуры Белоруссии Павлу Латушко такой деятель как Доминик Иероним Радзивилл. Этот польский магнат имел обширные владения в Белоруссии, был знатным вельможей (камергер) при дворе русского императора Александра I и вел чрезвычайно расточительный образ жизни.

В 1805 году Доминик Радзивилл обратился в российский Государственный заемный банк с просьбой открыть ему «для поправки расстроенного в малолетстве состояния» кредит в размере 3 миллионов рублей (колоссальная по тем временам сумма!). Обычно огромные ссуды владетельным вельможам правлением Государственного заемного банка выдавались почти беспрепятственно. Но в данном случае запрос со стороны Радзивилла был столь велик, что этот вопрос рассматривался на специальном заседании Непременного совета Российской империи, члены которого смущенные размерами испрашиваемой суммы, выразили сомнение не только в возможности ее погашения, но даже в выплате процентов. В результате запрос Радзивилла не был удовлетворен.

Не получив денег, Доминик Радзивилл перебежал к Наполеону и принял участие в нашествии на Россию, намереваясь поправить свои денежные дела за счет военной добычи, а попросту говоря грабежей. И вот этого клятвопреступника, авантюриста и проходимца министерство культуры РБ пытается навязать белорусскому обществу в качестве объекта национальной гордости.

В этом же русле лежит и намерение министерства культуры РБ установить в ноябре нынешнего года на месте разгрома Наполеона на реке Березине у деревни Студёнки (ныне Борисовский район Минской области) весьма сомнительный монумент под красноречивым наименованием – «поклонение и покаяние». Помимо «покаянных» слов на монументе будут нанесены названия стран-участниц (как будто речь идет о каких-то спортивных состязаниях) тех событий, среди каковых присутствуют такие «географические новости» как «Беларусь» и «Украина». Установку монумента опекает лично министр культуры РБ Павел Латушко, а непосредственно отвечает за это начальник отдела Борисовского райисполкома А.Г. Ленкина.

Таким образом, белорусским гражданам, по сути, предлагается ощутить вину перед завоевателями за своих предков, которые в рядах Русской армии и партизанских отрядах отстояли свое Отечество, и отмежеваться в этом вопросе от России. Все это крайне оскорбительно для исторической памяти белорусского народа, сыновья которого покрыли себя славой в сражениях Отечественной войны 1812 с армией Наполеона.

Вот только один пример. Партизаны своей активными действиями заставляли Наполеона держать в Белоруссии большие силы. Так, накануне Бородинской битвы Бонапарт был вынужден дополнительно направить в Витебск на поддержку 12-тысячного гарнизона 10-ти тысячный корпус, т.к. вопрос стоял о потери французами этого города. А ведь может именно этих войск и не хватило Бонапарту для успеха на Бородинском поле.

Проходящая в Белоруссии пронаполеоновская вакханалия не только выглядит полным абсурдом, но и сильно смахивает на преднамеренную идеологическую провокацию, конкретно направленную на осложнение белорусско-российских отношений, торможение интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Вся эта белорусская наполеономания лишний раз свидетельствует о двойственности позиции официального Минска. Ведь трудно себе представить, что господа Якубович (главный редактор «Советской Белоруссии») и Латушко имеют возможность проводить свою редакционную и ведомственную политику в этом вопросе без ведома первых лиц белорусского государства.

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie