«Наш народ проголосовал за объединение с Россией»
Леонид Тибилов - лидер президентской гонки в Южной Осетии
Леонид Тибилов, лидер президентской гонки в Южной Осетии, — о нарушениях в ходе выборов, своих экономических приоритетах и будущем республики
Леонид Тибилов. Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дамир Булатов
— Леонид Харитонович, как вы считаете, официальные итоги первого тура соответствуют реальной картине голосования?
— Скажем так, если бы выборы были абсолютно честными, уверен, я получил бы больше голосов. Нарушения, как мне известно, были. Где-то административный ресурс сработал, где-то — то, что называется вбросом финансовых средств, или, проще, подкуп. Мои сторонники зафиксировали и такое. Штаб Санакоева (кандидат, занявший второе место в первом туре. — «Известия») в селе Руг, где голосовали наши граждане, приехавшие из Северной Осетии, платил по 3 тыс. рублей за голосование за их кандидата. Привезли из Владикавказа людей, а те без оплаты даже не выходили из машин на избирательный участок. Представляете? В Ленингорском районе главой администрации был поставлен человек из штаба еще одного кандидата — Дмитрия Медоева. Естественно, он бросил все силы на помощь Медоеву.
— А каким образом он это сделал?
— На предыдущих выборах — в ноябре — в районе голосовали только по предъявлению паспорта. В этом районе живет много грузин, у которых нет юго-осетинских паспортов. И перед этими выборами им раздали справки взамен паспортов. Эти справки в первом туре и пошли в ход, поэтому я в Ленингоре недобрал голосов. Но главная беда — это подкуп. Он повсеместно применялся. Откуда у них финансовые возможности для этого, я не знаю. Примерно представляю, но пока мы проверяем эту информацию. Уже готовим, кстати, обращение в ЦИК с перечислением фактов подкупа.
— Каковы ваши шансы привлечь голоса тех избирателей, которые в первом туре голосовали за проигравших Медоева и Кочиева? Никто из этих кандидатов не обещал вам поддержку в случае выхода во второй тур?
— Уже появилась информация о том, что Дмитрий Медоев призывает своих сторонников голосовать за Санакоева. Кочиев пока не определился. Мой штаб перед первым туром попытался охватить всю республику, но до нескольких населенных пунктов мы просто не добрались. И сейчас, перед вторым туром, обязательно проведем и там агитационную работу, встретимся с избирателями, с которыми пока не удалось поговорить. Я думаю, охватим все население, донесем мою программу даже до дальних сел.
— И каков же первый пункт этой программы? Что вы сделаете сразу же, если победите на выборах? Например, ваш выбывший конкурент Кочиев обещал устроить уголовное преследование чиновников, которые могут иметь отношение к хищению идущей из России финансовой помощи.
— Самое главное — кадры. Нужно собрать команду, способную решать все накопившиеся в республике проблемы. Да, есть данные о пропаже финансовых средств. Но без достоверной информации — сколько пропало, когда, при каких обстоятельствах — о преследовании кого-либо говорить нельзя. У нас есть правоохранительные органы, они должны заниматься расследованием пропажи финансов, поступавших из России.
— А признание республики другими государствами входит в число приоритетов вашей политической программы?
— Естественно. Мы независимое государство. Мы признаны Россией, которая всегда защищала интересы нашего народа. И через Россию мы будем добиваться признания независимости Южной Осетии и другими странами.
— А переговоры с Грузией о признании независимости возможны?
— Я считаю, что для Грузии признание нашей независимости было бы хорошим шагом. Ведь и руководство, и население Грузии уже понимают, что мы независимы. Но первые пока не решаются признаться в этом вторым. Переговоры о нашем признании идут, но пока прогресса особо не наблюдается. Но переговорный процесс продолжается. Будем ждать результатов.
— На чем строится экономическая часть вашей программы?
— Мы серьезно думаем над тем, как создать свою экономику. Мы должны научиться зарабатывать сами, а не жить на помощь России. Для этого нужно развивать сельское хозяйство, открывать какие-то производства. Какие-нибудь мини-заводы. Необходимо поддержать крестьян кредитами, беспроцентными ссудами для организации фермерских хозяйств. Надо, чтобы люди работали и зарабатывали здесь, на нашем сырье. Таким образом будет укрепляться республиканский бюджет, и тогда уже можно будет думать о повышении зарплат, детских пособий, стипендий и пенсий.
— Накануне первого тура вы говорили, что не исключаете возможности вхождения Южной Осетии в состав России. Планы не изменились?
— Мы, конечно, сейчас являемся независимым государством, но наш народ в 1992 году проголосовал на референдуме за объединение с Россией. Больше 99% населения высказались за это. Референдум этот никто не отменял. Многие мечтают об объединении нашего народа, живущего в Северной и Южной Осетии. К мнению народа надо прислушиваться. Возможно, нам еще раз придется провести такой референдум. Но в любом случае такой важный вопрос должен решаться не одним человеком, а всем обществом.