
«Наша Раша» – добро пожаловать в Латвию
А казачки-то – засланные!
В Латвии побывала группа «молодых лидеров» из России. По окончании визита они заявили, что не заметили никаких признаков дискриминации русскоязычного населения. Может быть, не там искали? Или не искали вообще?
А казачки-то – засланные!
Скорее – второе, чем первое. Ведь заказывает музыку тот, кто платит. А российские «молодые лидеры» из негосударственной организации «Международные диалоги» прибыли в Ригу по приглашению Латвийской трансатлантической организации LATO. Звучит так же грозно, как NATO. Но оставим комизм в стороне: вопросы обсуждались недетские.
Встретившись с некоторыми (какими именно – не называется) министрами, депутатами Сейма и представителями самоуправлений, «молодые лидеры» своими впечатлениями поделились с самой одиозной националистической газетой «Латвияс авизе».
«Русских здесь не дискриминируют, а работает пропаганда официальных властей России… существует шовинизм русскоязычных, потому что раньше они здесь пользовались привилегиями. Не вижу никакой дискриминации и в ситуации с массовым безгражданством: они (неграждане) могут путешествовать по всей Европе и России без виз, а также получать и российскую, и латвийскую пенсию. Только голосовать не могут. Но у людей есть возможность выбора» (Антон Долгих, региональная партия ПАРНАС Кировской области).
«Я противник статуса второго государственного для русского языка в Латвии. Это также не в интересах России» (Кирилл Гончаров, руководитель московского отделения партии «Яблоко»).
Дискриминации – нет
Оказалось, что сие турне проходит уже в четвертый раз! При этом сами русскоязычные, которых «молодые лидеры» столь пристально рассматривали через лупу, этого визита даже не заметили. Хотя цель данного проекта, по словам его организаторов, «дать молодежи России объективную информацию о происходящих в Латвии политических, социально-экономических, военных и культурных процессах».
Однако почему-то ни разу НАТО, то бишь, извините, ЛАТО, не включило в список мероприятий посещение какой-нибудь русской организации, хотя бы культурно-просветительской. Или Латвийского комитета по правам человека – для особо интересующихся проблемами дискриминации.
В конце концов, из Твери, Кирова, Ростова-на-Дону, Кемерово, Красноярского и Ставропольского краев, Москвы и Санкт-Петербурга прибыли студенты, юристы, журналисты, активисты общественных организаций и молодежных отделений политических партий, в частности «Яблока». Уж кто-то, а юристы и журналисты должны знать, что для получения объективной информации требуется выслушать мнение двух сторон, а ежели есть вопросы, то можно устроить дискуссию. Но у «матросов» вопросов, по-видимому, не было. Официозной информации им оказалось достаточно.
Как выживают русских
Сопредседатель Латвийского комитета по правам человека Владимир Бузаев занимается проблемами дискриминации уже 20 лет. Недавно выпустил книгу «Как выживают русских». Ничего личного – только цифры.
– Приведу последние демографические данные по Латвии в сравнении со страной, откуда к нам прибыли визитеры, – предлагает он в качестве комментария. – Латвия по удельной убыли населения в период между переписями 1989 и 2011 года занимает первое место в мире – 22,4%! При этом численность латышей уменьшилась лишь на 7,4%, представителей национальных меньшинств – на 38,6%. ВПЯТЕРО больше! В европейской части России в тот же период убыль составила 6,6%, в том числе этнических русских – на 7,4%, представителей национальных меньшинств – на 3%.
То, что из Латвии происходит массовая эмиграция, общеизвестный факт. В том числе в начале 1990-х выехало в Россию 300 тысяч человек. Однако катастрофическое уменьшение численности русского населения вызвано не только эмиграцией. Высокая смертность и низкая рождаемость – это депрессивное состояние, отсутствие всяких перспектив, а еще – недоступность медицинской помощи для малообеспеченных слоев населения (в Латвии, в отличие от РФ, нет страховой медицины, поэтому пребывание в больнице надо оплачивать из собственного кармана: 10 дней в больнице равняется размеру средней пенсии).
В группе риска – среди хронических безработных, лиц предпенсионного возраста, бывших заключенных – доля нелатышей тоже выше, чем доля латышей: на 43, 58 и 86 %!
Отчего? Оттого, что Латвия – этнократическое государство с жесткой языковой политикой. Курсов латышского за госсчет за 20 лет независимости не было ни разу, но даже дворнику надо знать латышский на высшую категорию, а пожарнику еще и иметь гражданство.
Вот откуда столько долговременных безработных и зэков – каждый выживает, как может. Конечно, латыши тоже страдают от высоких цен на медицинские услуги, так же, как страдают от безработицы, но у них куда больше возможностей трудоустроиться. В министерствах и ведомствах, к примеру, представителей нацменьшинств практически нет: в центральном аппарате министерств только 8% нелатышей, в прокуратуре – 6%, в судах – 12%. Это совершенно не соответствует доле нацменьшинств в составе населения (38%), хотя, безусловно, среди нелатышей есть и высококвалифицированные специалисты, и люди, перфектно владеющие госязыком.
Эту проблему «молодые лидеры» из России тоже могли бы обсудить, встречаясь с представителями самоуправлений, где русского чиновника днем с огнем не найдешь. Видимо, опять не заметили.
Двойная пенсия
Двойная пенсия неграждан, о которой столь уверенно заявил Антон Долгих из партии «Парнас» – это вообще откровенная ложь. То ли Антону со своего Парнаса не видно реальных проблем соотечественников, то ли его ввели в заблуждение, а он «обманываться рад».
– Две пенсии получают вовсе не «негры», а граждане РФ, живущие в Латвии, – поясняет Владимир Бузаев. – Неграждане – только одну. Причем около двух тысяч жителей страны до сих пор дискриминируют по пенсиям: в отличие от граждан Латвии, им не засчитывается в пенсионный стаж время работы в республиках Средней Азии, Закавказья и Молдовы. С этими странами у Латвии нет межгосударственных договоров в области социального обеспечения, но отсутствие договоров распространяется только на тех, кто не имеет латвийского гражданства.
Латвийские старики считают это дискриминацией – с помощью ЛКПЧ даже иск подали в Европейский суд по правам человека. Молодых российских юристов такой правовой казус должен был бы заинтересовать хотя бы в профессиональном плане, но нет, не заинтересовал.
В. Бузаев добавляет, что аналогичная ситуация с пособием по безработице и сроками его выплаты: социальные договоры с Украиной и Белоруссией, равно как и договоры с Литвой и Эстонией, и сменившая их директива ЕС тоже не предусматривают для «негров» учета стажа, накопленного на территории этих стран. А вот для граждан такой стаж учитывается!
В 2009 году Латвийский комитет по правам человека выиграл в Европейском суде по правам человека дело негражданки Натальи Андреевой, в котором латвийский пенсионный закон в отношении советского стажа был признан дискриминационным.
Н. Андреевой была выплачена компенсация за незасчитанный стаж, но перерасчета пенсии она не дождалась – скончалась. А Латвия отказалась исполнять приговор Европейского суда и менять внутреннее законодательство. ЛКПЧ подал еще одну жалобу, которая находится на рассмотрении Комитета министров Совета Европы. Ее рассмотрение состоится в сентябре.
Гражданство
Какие еще проблемы недискриминации обсудили российские «молодые лидеры»? Язык и гражданство. Буквально 22 августа в Латвии завершился первый этап подготовки референдума по негражданам. Движение «За равные права» предлагает всему латвийскому народу проголосовать за то, чтобы уже с 1 января 2014 года все «негры» получили гражданство ЛР в заявительном порядке. На первом этапе собрано 10 тысяч подписей граждан ЛР: каждая десятая подпись – латышская фамилия. В отличие от наших молодых российских соотечественников, многие этнические латыши тоже считают существующий институт безгражданства позорным и антидемократическим.
– Вопрос неграждан – ключевой вопрос дальнейшего существования нашего государства, – заявляет латышский политолог и экономист Эйнар Граудиньш. – Когда шло голосование о независимости государства, многие русскоязычные поддержали ее. Ни в одном документе Народного фронта не было и намека на лишение гражданства какой-то части населения. Это случилось позже. Так что исторически наша страна была создана на циничной лжи, и в течение двух десятилетий правительство у нас формирует моноэтническая власть. От решения проблемы массового безгражданства зависит качество будущей политической власти и сохранение населения Латвии как такого. Если этот вопрос не будет решен, фундамент государства продолжит рушиться.
Язык
– По данным переписи 2011 года разговорным языком в семье для 62,1% жителей является латышский, для 37,2% – русский и лишь для 0,7% – какой-нибудь другой язык, – говорит В. Бузаев. – Поэтому не удивительно, что на референдуме 18 февраля в Латгалии – ближайшем к России одном из четырех крупных регионов – за русский язык как второй государственный высказалось большинство избирателей. А в Зилупе, ближайшем к России округе, соотношение голосов «за» и «против» было 10:1.
– Русские в Латвии – общность, которая имеет суверенитет, и им абсолютно наплевать на то, что думают заезжие московские либералы о том, как нам себя вести, чего требовать и какие референдумы устраивать, – утверждает лидер общества «За честность и справедливость» один из организаторов референдума по русскому языку Александр Гапоненко. – Русские в Латвии считают, что имеют равные права со всеми другими этносами, в том числе и право использовать русский язык в общественном пространстве. Накануне референдума по русскому языку тоже приезжали либералы – Боровой и Новодворская. Приехали, оплевали все русское и… добавили нам 10% голосов на референдуме. Пусть либералы лучше у себя в России разбираются с правами русских. А мы сейчас ждем приезда Верховного комиссара ОБСЕ по правам национальных меньшинств Кнута Воллебека, который выразил озабоченность ситуацией в Латвией.
Кстати, насчет языка. Про то, что в цивилизованных европейских странах, Швейцарии или Финляндии к примеру, двуязычие закреплено законом, молодые российские «лидеры» тоже должны бы знать. Или их этому на юрфаках не учат? Или в Финляндию со Швейцарией в гости не приглашают?
Да и зачем приглашать туда, где дискриминации нет. Приглашают туда, где дискриминация на самом деле есть, но надо доказать, что ее как бы и нет. Проплаченные русофобами вояжи молодых российских либералов – тому подтверждение.