logo

Хлебные крошки

Статьи

Культура
Культура

Игорь Векслер, Юрий Ульяновский // ИТАР-ТАСС

Нашествие в Канны

Российское искусство на Лазурном Берегу

Ежегодный Фестиваль российского искусства на Лазурном берегу стал главным российским государственным проектом в области культуры во Франции. С 2001 года ответственность за его организацию и проведение взяли на себя Российский фонд культуры совместно с Министерством культуры РФ, и этот проект вышел на федеральный уровень. В этом году фестиваль был проведен в Канне уже в шестой раз, но только сейчас финансовую поддержку ему оказала мэрия этого курортного города, присоединившись к главным спонсорам и организаторам форума, то есть РФК и Минкультуры РФ. В результате проект стал теперь совместным и вышел на качественно новый уровень. Добиться финансовой поддержки столь масштабного мероприятия не от частных спонсоров, а от властей во Франции отнюдь не просто. Поэтому этот шаг можно считать как знаком признания французами важности фестиваля для развития наших двусторонних связей, так и важным итогом кропотливой работы РФК, Минкультуры, российского посольства во Франции. Программа шестого фестиваля была не менее интересной и насыщенной, чем юбилейного прошлогоднего. Российский фестиваль органично и естественно вписался в жизнь Лазурного берега в начале "бархатного сезона". По признанию французов, он предоставил уникальную возможность прикоснуться к великому духовному достоянию России, обменяться культурным и жизненным опытом. Французы и иностранные гости французской Ривьеры рукоплескали лучшим мастерам самых разных жанров изобразительного, музыкального, пластического искусства, кинематографа и фольклора России. Выставка из собраний Российского фонда культуры "Возрождение классической гравюры" предоставила редкую возможность познакомиться с произведениями современных художников, работающих в сложнейшей технике этого уникального искусства. Красочный фейерверк осветил ночное небо над Каннской бухтой перед Дворцом фестивалей в ночь завершения фестиваля в воскресенье 24 августа. Оно совпало с 59-й годовщиной освобождения города Канна от фашистской оккупации, и на знаменитой набережной Круазетт яблоку было негде упасть от скопления людей. Гости фестиваля под впечатлением от великолепного спектакля "Чайковский" в исполнении труппы Санкт-Петербургского академического театра балета под руководством Бориса Эйфмана любовались этим чудом пиротехники с террасы каннского Дворца фестивалей и конгрессов, где проходил смотр российского искусства. Артисты с берегов Невы выступили здесь в рамках Дня балета, привлекшего внимание как ценителей этого вида искусства, так и широкой французской публики. Уже первый спектакль, "Русский Гамлет", стал сенсацией, а "Чайковскому" зал аплодировал стоя и вызывал исполнителей несколько раз. Заместитель мэра Канна, директор Дворца фестивалей Давид Линар назвал этот коллектив "неподражаемым", а самого Эйфмана – "волшебником театра". Восторженно встретили французы артистов Государственного академического русского народного хора имени М.Е.Пятницкого. Русский фольклор предстал на каннской набережной Круазетт во всем его многообразии и великолепии. Динамичное, завораживающее аудиторию, идущее без малейшего перерыва полуторачасовое представление было построено руководителем хора, заслуженным деятелем искусств России Александрой Пермяковой так искусно, что увлеченные зрители не заметили, как стали участниками этого великолепного спектакля. Песенные композиции плавно переходили в танцевальные, сменялись частушками, которые порой, к изумлению зала, звучали на французском языке, каждый номер становился мини-спектаклем и переходил в другой. Создавалось впечатление, что артисты не ведают усталости. Публика дружными аплодисментами поддерживала ритм при исполнении задорных и шуточных плясок и замирала в тишине при звуках грустных и печальных русских песен. Звонкие голоса исполнителей звучали с такой силой, что, казалось, воздух начинает вибрировать, танцоры порой демонстрировали фигуры выше всех физических возможностей, красочные народные костюмы радовали глаз. По оценке французских критиков, современные программы коллектива – образец высокой вокальной, танцевальной и музыкальной культуры. "В первый фестивальный вечер французский зритель открыл для себя как виртуозность зажигательных народных танцев, так и красоту и нежность русских народных песен. Без преувеличения можно сказать, что имеющий почти 100-летнюю историю хор имени Пятницкого стал символом сохранения и развития традиций русского народного искусства, – отметила "главная" газета Лазурного берега "Нис-матэн". – В его репертуаре сотни песен и танцев из русского фольклора. Такой репертуар создан в результате не только многолетней работы по сбору и обработке старинных песен, танцев и обрядов, но и на основе творчества современных композиторов". Фильмы, прошедшие в рамках Дня кино, отражают последние тенденции в развитии российского кинематографа, представляют в некотором роде его панораму. Это отмеченная наградами российских и международных смотров "Кукушка" Александра Рогожкина, лента Филиппа Янковского "В движении" о трагической судьбе преуспевающего журналиста в современной России, "Казус белли" – режиссерский дебют известного актера и телеведущего Игоря Угольникова, – авантюрная романтическая мелодрама повествующая о судьбе людей преклонного возраста. Немалый интерес французов и потомков русских эмигрантов первой волны вызвала документальная лента "Александр Солженицын. Жизнь не по лжи", европейская премьера которой, приуроченная к 85-летию писателя, состоялась в Канне. Это фильм-монолог, в нем Александр Исаевич размышляет об ушедшем и наступающем веке, о том, перед каким выбором стоит Россия, о современном общественном развитии. "Лента входит в документальный киноцикл "Нобелевские лауреаты России", созданный к 100-летию этой престижной премии, – сказал режиссер фильма Сергей Мирошниченко. – Мне хотелось зафиксировать для будущих поколений высочайший уровень личности этого человека". В картине использована хроника из шведских, английских и французских киноархивов. В День музыки у касс Дворца фестивалей появилось объявление: "Все билеты проданы". В предназначенном для музыкальных концертов зале Дебюсси в этот вечер долго не смолкали аплодисменты. "Полный триумф" – таков был отзыв прессы на концерт симфонического оркестра "Новая Россия" под руководством Юрия Башмета, солировал всемирно известный скрипач Виктор Третьяков. О двух выдающихся музыкантах газеты писали только в превосходной степени, называя первого "королем альта", второго – "непревзойденным виртуозом", а оркестр "Новая Россия" – "идеальным". "Нис-матэн" отметила, что "уникальность исполнения русских музыкантов состоит не только в высочайшем мастерстве, но и в том, что они умеют придать хорошо известным вещам, например, Моцарта и Брамса, неповторимый славянский шарм, магию и очарование". "Российская классическая музыка имеет свой особый язык мышления и свою грандиозную школу. Наши музыканты – самые серьезные дипломаты России, если можно так сказать, они несут наши традиции всему миру". Эти слова Юрия Башмета, всемирно признанного альтиста и дирижера, вполне оправданы. Именно так – "послами русского искусства" – называла пресса Лазурного берега российских музыкантов и артистов. Французская публика по достоинству оценила коллекции российских дизайнеров. "Нис-матэн" писала о "русской моде на Круазетт" в двух номерах в самых лестных тонах как о фестивальном шоу. Дефиле, прошедшее под эгидой руководимого Татьяной Михалковой фонда "Русский силуэт" совместно с известным французским кутюрье Клодом Бонуччи, не раз прерывалось восторженными аплодисментами знатоков высокой моды, собравшихся в фойе фешенебельного отеля "Хилтон". Публика познакомилась с коллекцией молодого дизайнера студентки Камиллы Авдеевой, призера ряда международных конкурсов и обладательницы Гран-При Международного конкурса молодых дизайнеров "Новая Россия – Эпоха Возрождения". Она использует для создания моделей своей коллекции "Роман с кожей" шелк и кожу рептилий. Эксклюзивную обувь делают вручную по заказам художницы. Творческий союз двух дизайнеров "Вива вокс" представил коллекцию "Восточный модерн" с использованием русского льна, традиционного вологодского кружева, натурального шелка и бархата, расшитого бисером. Впечатляюще выступил Дом моды "ВЕМИНА", под руководством Лизы Романюк. Ее коллекция "Вечные ценности" не уступает коллекциям самых известных мировых домов "от кутюр". В коллекции костюмов для офиса и отдыха элегантная классика соседствует с восточными мотивами, стиль сафари соперничает с пикантным милитари, шикарные вечерние платья поражают дорогими тканями – золотая парча, фламандское кружево, жатый шелк... По мнению Лизы Романюк, главное назначение одежды – нести людям радость в жизни, а это означает комфорт, элегантность, чуточку легкомыслия, легкой сексуальности и индивидуальности. Русский дизайн высокой моды и на этот раз выступил на Лазурном берегу, где сменяют друг друга звезды кино и "от кутюр", ярко и неповторимо. Во Франции хорошо помнят русских красавиц-аристократок первой волны эмиграции, которые блистали на подиумах знаменитых домов моделей. Сейчас, не в последнюю очередь благодаря усилиям "Русского силуэта", французская публика, не без удивления, убеждается, что искусство высокой моды в новой России вновь выходит на мировой уровень. "Зрительский интерес красноречивее всего говорит об успехе фестиваля, – заявил президент Российского фонда культуры Никита Михалков. – В этом году у нас не было нужды думать о том, как заполнить зал – все билеты на фестивальные спектакли были проданы. Это и не удивительно, ведь во Дворце фестивалей на набережной Круазетт выступали знаменитости мирового уровня". "Наша задача не только в том, чтобы познакомить как можно больше французов с российским искусством, – отметил он. – В самом широком смысле наша задача состоит в том, чтобы заинтересовать их, вызвать у них желание понять, что такое современная Россия. Если в дни первых фестивалей главными посетителями были в основном русские эмигранты, как давно живущие здесь, так и недавно приехавшие, то сейчас все больше французов. Многие специально приезжают на фестиваль из других городов Франции. Отрадно, что взаимопроникновение двух культур, которое уходит своими корнями в далекое прошлое и которое было особенно заметным здесь, на Лазурном берегу, возрождается с новой силой". Как пояснил первый заместитель министра культуры РФ Денис Молчанов, организаторы и спонсоры намерены придать фестивалю новое общественно-политическое звучание, превратить его в своего рода Давосский форум в области культуры. "Если в Давосе идет обсуждение актуальных экономических проблем, то в Канне деятели культуры, представители государственных структур будут обсуждать проблемы развития культурных обменов на фоне фестивальных мероприятий", – сказал он. Организаторы и спонсоры сделали все возможное, чтобы фестиваль стал заметным событием в развитии российско-французских связей в области культуры, которые являются одной из главных составляющих наших двусторонних отношений, сказала генеральный продюсер фестиваля Анна Михалкова. Мы специально разбили фестивальную программу на темы, чтобы французская публика могла выбрать себе концерт или фильм по душе, пояснила она. Основу программы составили выступления "звезд" мирового уровня. Однако не стоит думать, что мы знакомим французскую публику только со знаменитостями. Каждый год организаторы стараются открывать перед французами новые страницы российского искусства, знакомить их с новыми именами и коллективами, чтобы у них не складывалось впечатления, что российское искусство ограничено двумя столицами – Москвой и Санкт-Петербургом. На этот раз они познакомились с юными артистками ульяновского ансамбля "Барабанщицы", которые продефилировали по набережной Круазетт к знаменитому Дворцу фестивалей, где в это время выступал муниципальный духовой оркестр из города Новоуральска под руководством Геннадия Соколова. Лучшая оценка работы продюсеров и организаторов – заполняемость залов и отзывы прессы, подчеркнула Михалкова. Об уровне интереса к фестивалю в этом году говорит то, что все билеты на фестивальные мероприятия были проданы, а в прессе Французской Ривьеры каждый день появлялись восторженные отзывы на фестивальные концерты. "Русский фестиваль" на Лазурном берегу, действительно, становится событием сезона. О нем здесь говорят, пишут в прессе, обсуждают спектакли, с нетерпением ждут новых. Его организация с каждым годом совершенствуется, все меньше досадных промахов, случавшихся в первые годы. Мэр Канна Бернар Брошан особо подчеркнул, что городской муниципалитет стал в ряды спонсоров русского фестиваля всерьез и надолго, что фестивальные мероприятия становятся неотъемлемой частью жизни Лазурного берега и городу выгодно их поддерживать. "Дорогие российские друзья, мы вас очень любим и с нетерпением ждем встречи с вами в будущем году", – сказал мэр на церемонии завершения, повторив эти слова по-русски с легким акцентом. Он сообщил, что в будущем году фестивальная программа будет значительно расширена. В нее будет включен, например, футбольный матч с участием французских и российских звезд футбола, дискуссии деятелей культуры двух стран и другие мероприятия.

Статьи по теме

Партнеры

Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie