НАТО: надо – не надо
В Армении вновь обсуждаются перспективы интеграции этой страны в Североатлантический альянс
Оговорюсь изначально: на самом деле в Армении уже давно не существует проблемы вступления в НАТО. Еще в 1996 году Ереван принял решение о поэтапной интеграции в эту военно-политическую структуру, и периодически возникающие в местной печати дебаты на деле – не более чем дань времени. Проявление уважения к партнерам – России, которая может неверно воспринять чрезмерную рьяность своего стратегического союзника, и Западу, привыкшему к плюрализму мнений. И выкатывание своего рода "пробных шаров" для постоянного отслеживания общественного мнения как внутри страны, так и за рубежом…Нам надо
Очередной ажиотаж, вызванный в армянском обществе в связи с визитом в Ереван совместной делегации подкомиссии комиссии гражданского развертывания безопасности и политической комиссии Парламентской ассамблеи (ПА) НАТО, не затихает. Несмотря на очевидные факты и абсолютно недвусмысленное заявление президента Роберта Кочаряна о том, что "Армения настроена на серьезное сотрудничество с НАТО, и объемы партнерства могут быть много большими", местные СМИ продолжают активно дискутировать по поводу будущего таких отношений, априорно признавая, однако, их безальтернативность.
При этом аргументы сторонников дальнейшего сближения Армении с Североатлантическим альянсом хорошо известны. Во-первых, утверждают они, дальнейшая интеграция с блоком максимально соответствует интересам национальной безопасности страны, не имеющей общей границы с Россией и расположенной в далеко не дружественном окружении Азербайджана и Турции, а также не всегда однозначном соседстве с Грузией и Ираном. Во-вторых, абсолютно позитивными считаются политические дивиденды развития такого сотрудничества как с точки зрения международного положения страны, так и в плане поддержания адекватных отношений с влиятельной и весьма активной 40-миллионной армянской диаспорой в мире. В-третьих, трудно не считаться с той очевидной финансово-экономической выгодой, которую уже принесло и принесет в перспективе Еревану развитие связей с НАТО.
Как известно, США и НАТО уже не первый год финансируют целый ряд оборонных программ Армении, включающих подготовку и переподготовку кадров, участие армянских военнослужащих в программе "Партнерство ради мира", модернизацию техники и вооружения. В текущем году дополнительно профинансированы расходы по переходу армянской армии на натовские стандарты связи. Свыше 4 млн. долларов выделено на развитие армяно-американского центра по разминированию. Почти 200 млн. долларов в 2004 году будет освоено в смежных с обороной сферах. Развитие связей с НАТО, как известно, является одним из условий выделения тех 900 млн. долларов, которую Вашингтон определил для Еревана в рамках программы "Вызовы тысячелетия".
Что (ненастойчиво и очень тактично, надо подчеркнуть) требует альянс взамен? Во-первых, довести отношения Армения-НАТО до уровня, характеризующего связи с блоком других стран СНГ, в частности, Украины и Грузии. Во-вторых, более активно внедрять натовские стандарты в своей армии. В-третьих, подтвердить участие 50 армянских военнослужащих – саперов и медиков – в миротворческой операции в Ираке…
Нам не надо
Аргументы противников дальнейшего расширения связей Еревана с Североатлантическим блоком также предельно ясны. Говоря об армянских миротворцах в Ираке, они указывают на то, что в последнее время польский контингент, в состав которого они входят, уже неоднократно подвергался нападениям и несет серьезные людские потери. Не исключается и то, что более активное участие в натовской операции в Ираке может спровоцировать гонения в отношении 40-тысячной армянской диаспоры в этой стране, привести к провокациям против армян, живущих в соседних Сирии и Ливане. Вероятным следствием дальнейшего сближения Армении с НАТО в этом плане может стать дальнейшая обструкция Еревана в лагере мусульманских стран, не разделяющем армянскую позицию по Нагорному Карабаху, инспирировать захват армянских заложников, а также теракты в самой Армении.
Серьезные опасения армянские "антинатовцы" высказывают по поводу углубления связей с альянсом в контексте развития отношений с Россией. Признавая Ереван своим стратегическим союзником и выступая за развитие всесторонних, в том числе оборонных, контактов с Арменией, несущей вполне определенные обязательства в качестве члена Договора о коллективной безопасности, Москва весьма ревниво относится к новому этапу армяно-натовской интеграции.
Следующий круг вопросов, связываемый противниками расширения связей Армении с Североатлантическим блоком, представлен блоком проблем сохранения суверенитета страны. Не секрет, что (в отличие от той же России, поддерживающей исключительно официальное руководство страны) перспективы армяно-натовской интеграции в альянсе тесно увязывают с обеспечением мониторинга за внутриполитической ситуацией в стране. Военно-политический блок не просто выступает за демократизацию армянского общества, но открыто поддерживает целый ряд оппозиционных организаций. В обмен на финансовую и экономическую помощь НАТО требует от Еревана известной корректировки внешней политики, в том числе в отношении Турции, Азербайджана и Ирана, не скрывает своей заинтересованности в изменении конституции страны. Даже с учетом давно назревшей необходимости в переменах подобное отношение, согласитесь, трудно воспринимать иначе, как прямое посягательство на суверенитет независимого государства…
А вам надо?
Нынешняя кампания очередных "размышлизмов", развернувшаяся в армянских СМИ по поводу будущего отношений страны с НАТО, как, впрочем, и эта статья, в принципе не имели бы смысла, если бы не два принципиально новых момента.
Во-первых, обращает на себя внимание новый этап давно существовавших, но только недавно ставших достоянием общественности противостояния в высшем военно-политическом руководстве страны. Речь идет об активизации противоречий между Робертом Кочаряном и Сержем Саркисяном, фактически приведшим к власти в Армении ее нынешнего президента и до недавнего времени довольствовавшегося положением неофициального "серого кардинала" и вполне официального секретаря Совета безопасности при президенте и министра обороны. Как известно, оба "кита" сегодняшней армянской политики сделали ставку на дальнейшую интеграцию страны в НАТО, и именно этот факт, по мнению большинства независимых аналитиков, обусловил остроту нынешней полемики, в которой оказались задействованными все их информационно-пропагандистские ресурсы.
Во-вторых, обращает на себя внимание тот факт, что впервые в современной истории как оппозиционные, так и проправительственные СМИ Армении приступили к корректировке общественного мнения в очевидном антироссийском русле. Местная пресса сегодня не только заявляет о полной недееспособности СНГ, не просто сомневается в целесообразности дальнейшего развития стратегического сотрудничества с Москвой, но все более определенно начинает идентифицировать российскую политику в Армении и на Кавказе в качестве "имперской". А это, по мнению ряда аналитиков, в свете предстоящих кадровых изменений в МИД РА может означать окончательное смещение основного вектора внешней политики Армении с Севера на Запад. Насколько верным окажется подобный прогноз, покажет будущее, а пока в средствах массовой информации страны продолжаются бесконечные дискуссии по поводу того, надо или не надо НАТО, а, главное, кому в итоге надо НАТО: стране, ее народу или отдельным чиновникам…