Не без греха?
К 175-летию Льва Толстого
Лев Николаевич Толстой заявлял, что лучшим для себя человеком считает того, с кем общается сейчас. Исходя из этого признания, можно предположить, что 19 ноября 1889 года великий писатель провел в обществе сразу двоих собеседников. Одного – по имени Душа, другого – Тело. В этот день он написал рассказ, где основную роль отвел так называемому "мужскому достоинству", причем в самом естественном, первобытном понимании этого слова. Назвал он этот рассказ "Дьявол", а эпиграфом сделал цитату из Евангелия от Матфея: "…если кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействует…", а значит, надо вырвать тот глаз, что тебя соблазняет. Вот такой смысл. Рассказ у него получился с двумя вероятными концами. Не решился гений даже с высоты своих к тому времени шестидесяти с лишним прожитых лет дать исчерпывающий ответ, сравнивая евангельский постулат чисто житейским примером. Как будет действовать человек в типичных обстоятельствах, осознавая степень греха, и не в силах от него удержаться. История в общем-то типичная. Как говорится, жил-был барин… Или, как сказал классик: "Евгения Иртенева ожидала блестящая карьера. Все у него было для этого. Прекрасный дом, воспитание, блестящее окончание курса на юридическом факультете Петербургского университета…". Ну и далее ничего в его жизни сверхъестественного не произошло. Приехал холостой, двадцати с лишком годков от роду, приятной наружности барин к своей овдовевшей матушке, чтоб заняться имением и… без ложной скромности можно сказать, что захотелось его молодому телу секса. Для поддержания здорового духа – не более. Попросил он старого деревенского сводника познакомить его с какой-нибудь чистой бабенкой, солдаткой, аль вдовушкой. Чтоб меньше было хлопот и забот. Деньжат, наконец, подкинул… Ну и привели к нему ладную с виду крестьянку – Степанидой звать – из тех, кого в народе величают "соломенными вдовами": муж в городе кучером служит, а она дни свои молодые коротает с мужниной родней. Встречалась она с барином без ложного кокетства и стыдливости – по-деловому. А потом она деньги в семью несла. И все довольны. И никакой поэзии – одна сплошная проза жизни, разрушающая миф о щепетильном целомудрии девушек из народа. Потом Иртенев женился. По любви. На скромной девушке Лизе из своего ближнего круга. А потом? Вдруг ни с того ни с сего скрутила его страсть – повлекло его от чистой молодой плоти скромной супруги снова к блудливой крестьянке. "..Он чувствовал, что он побежден, что у него нет своей воли, есть другая сила, движущая им…" И эту силу он назвал "Дьяволом"… И тогда он пошел на преступление. В результате, как уже было сказано, рассказ получился с двумя вероятными концами: в первом случае герой убивает себя, во втором ее. И в том и в другом – получается еще больший смертный грех. Толстой не стал давать исчерпывающего ответа, каков может быть выход, когда первопричина мучений души в самом человеческом естестве. Надо сказать, до нынешнего года, когда отмечается 175-летняя годовщина со дня рождения Л.Н. Толстого, рассказ "Дьявол" никто ни разу не пытался перевести на язык кино. И это – на фоне дефицита на экранизации произведений классика, многие из которых уже обзавелись целым списком римейков. Известный российский режиссер Василий Панин рискнул. Он предложил свою версию и назвал ее "Покаянная любовь". Какой из двух вариантов завершения истории выбрал режиссер, рассказывать не стану – лучше, как говорится, один раз увидеть. Режиссер Василий Панин имеет репутацию тонкого знатока русской души, и в своих работах в стиле ретро он не раз демонстрировал умение подобрать правильную тональность, созвучную духу времени. Ему удавалось и передать аромат прошлого и найти тонкие связующие нити с настоящим. Если вы помните, лет пятнадцать назад в самый разгар перестроечно-новаторских исканий он снял поэтичную картину "Певучая Россия" – об основателе крестьянского хора Митрофане Пятницком. На фоне суеты напомнил нам о вечном, о наших истоках… Словно тальянку развернул над всякого рода трескотней. Ему же принадлежит экранизация повести известного террориста начала прошлого века Бориса Савинкова "Конь бледный", которая вышла на экраны под названием "Исчадье ада" (об истоках российского терроризма) и городской романс, переведенный на язык кино – "Бульварный роман" и довольно много картин, связанных одним общим началом – все они о России, о русской душе во всей ее неоднозначности. "Покаянная любовь", кстати, поставленная по сценарию известного поэта Егора Исаева, получилась удивительно целомудренной и поэтичной, несмотря на недвусмысленность тематики. Снимали картину в усадьбе Л.Н. Толстого Ясная Поляна – в тех реальных местах, которые вдохновляли русского гения, причем авторам удалось передать их красоту и дух. А еще – как это не удивительно – саму основательность и фундаментальность толстовской прозы. На редкость слаженно и точно вписались в стилистику русской провинциальной жизни конца позапрошлого века и представители актерского коллектива. Лев Дуров сумел создать очень объемный и яркий крестьянский типаж – на грани деловитой практичности и юродства. Юрий Соломин был точен и убедителен в роли дядюшки – добродушного пожилого бездельника – русского барина. Александр Лырчиков – Иртенев – с этнографической точностью создал типаж молодого человека своего времени. Анастасия Колпикова в роли Степаниды, несмотря на временные и социальные координаты, заданные ролью ее, сумела быть просто женщиной, ведомой порывами плоти. Людмила Хитяева и Ирина Скобцева – две приятельницы, две старосветские помещицы были достоверны и трогательны в своей материнской озабоченности. Можно еще отметить точное попадание в типаж, которое удалось Александру Пяткову, сыгравшему роль конезаводчика, и Александру Вершинину в роли мужа Степаниды. Эта простая история о любви и грехе, рассказанная великим Толстым, быть может, имеет не два конца, а… вообще не имеет конца. Она бесконечна, потому что инстинкты редко вписываются в "прокрустовы ложа" правил. "…Если Евгений Иртенев был душевнобольной…, то все люди такие же душевнобольные" - так завершил свой рассказ Толстой. Ну а как сложится прокатная судьба фильма "Покаянная любовь" в год 175-летия со дня рождения Л.Н. Толстого зависит наверное от того, как много еще осталось среди нас тех, кто стремится извлечь новые уроки из простых и ясных вещей.